Последние герои.

Jan 19, 2024 20:40


В оставшемся за спиной 2023 году ушли из жизни семь бывших бойцов еврейской подпольной организации ЛЕХИ, еще больше сузив круг ныне живущих членов этой организации. Каждый из ушедших внес свой вклад в дело борьбы за создание Государства Израиль и каждый, безусловно, заслуживает отдельного рассказа

Петр ЛЮКИМСОН

В конце августа прошлого года на 99-м году жизни скончался легендарный подрывник ЛЕХИ, мастер по созданию взрывных устройств "из ничего" Элиэзер Бен-Ами (боевая кличка "Хасин"). Участник многих боевых операций, он вошел в историю, прежде всего, как человек, изготовивший две ручные гранаты для двух приговоренных к смертной казни через повешение своих товарищей - 21-летнего Меира Файнштейна и 19-летнего Моше Барзани. На совете заключенных ЛЕХИ, сидевших весной 1947 года в тюрьме на Русском подворье, было решено передать приговоренным две гранаты, чтобы пред смертью одну они бросили в своих палачей-англичан, а с помощью другой покончили с собой.



Для осуществления этого плана Бен-Ами взял два апельсина, аккуратно надрезал сверху и начинил взрывчаткой, гвоздями, шурупами и легковоспламеняющимся веществом. Роль "чеки" играла деревянная скрепка, незаметно пристроенная сверху. Смертоносные плоды были вложены в посылку с едой, которую ничего не заподозрившие англичане передали Файнштейну и Барзани. Однако в день казни, 21 апреля 1947 года, приговоренные, увидев, что к виселице их сопровождает раввин Яаков Гольдман, отказались от своего плана: они не стали бросать гранату в англичан и взорвали лишь себя. Героическая гибель Меира Файнштейна и Моше Барзани вошла в анналы истории Израиля вместе с именем Элиэзера Бен-Ами, который почти до последних дней жизни был главой организации бывших узников тюрем Иерусалима и Акко, выступал с лекциями по истории ЛЕХИ и немало сделал для увековечивания памяти членов этой организации и ее деятельности.

Еще одной потерей прошлого года стала смерть Даниэля Письменника ("Ихиэля"). Сын репатриантов из Польши, он в 17 лет вступил в ряды ЛЕХИ и поскольку обладал правами на вождение, организация купила ему мотоцикл, с помощью которого он выполнял роль курьера: перевозил секретные донесения и оружие, доставлял продукты на конспиративные квартиры, в которых скрывались подпольщики, а время от времени подвозил на задания боевиков организации. Не раз среди его пассажиров был и глава ЛЕХИ Ицхак Шамир.

12 ноября 1947 года Письменник доставил еду во флигель в Раанане, где обретались молодые члены ЛЕХИ. Флигель находился в рощице, которая использовалась в качестве полигона для обучения новичков стрельбе. Спустя двадцать минут после того, как Письменник появился в роще, туда нагрянули англичане, открыли огонь по флигелю и убили четверых подпольщиков. Спустя пару недель "Ихиэль" доставил на ведущую к Раанане дорогу двух бойцов ЛЕХИ, которые осуществили акцию возмездия, заложив мины на пути направлявшейся в этот городок автоколонны англичан. В результате взрыва десятки англичан были убиты и ранены - впрочем, точное число жертв этой акции так и осталось неизвестным. Принимал Письменник участие и в других боевых операциях, но больше всего его близким запомнился рассказ именно об этой.

Прошлым летом простились бывшие бойцы ЛЕХИ и с Нахманом Киршенбоймом ("Нимродом"), вступившим в ряды организации в 14 лет и занимавшимся расклейкой листовок и распространением газет. Выходец из ультраортодоксальной семьи, Киршенбойм совмещал эту деятельность с учебой в одной из иешив Иерусалима, которую продолжал вплоть до призыва в ряды ЦАХАЛа в 1950 году. Он прослужил в армии больше сорока лет и вышел в отставку в начале 1990-х в звании полковника. Нахман Киршенбойм был самым младшим из ушедших - на момент кончины ему шел всего 91-й год.

Не прошло и месяца после смерти Киршенбойма, как скончалась Хана Гольдштейн ("Нили"), родившаяся в небольшом местечке под Вильнюсом. В 1935 году после устроенного литовцами очередного еврейского погрома семья Гольдштейн перебралась в Эрец Исраэль и поселилась в Хадере, где и прошли детство и юность Ханы. Когда ей исполнилось 18 лет, Хана отправилась в Тель-Авив учиться на модельера одежды и там вступила в ряды ЛЕХИ. Помимо расклеивания листовок и распространения других пропагандистских материалов организации в ее обязанности входили вербовка новых бойцов, а также аренда квартир для хранения оружия и бомб, тайных совещаний, обучения новичков и т.п. Квартиры Хана снимала вместе с товарищем по организации - они выдавали себя за молодую пару, которая ищет гнездышко для любовных утех.

Как-то раз Хане показалось, что араб, сдавший ей домик в деревне, что-то заподозрил и намерен выдать ее англичанам. Тогда девушкам направилась к мухтару и, держа руку в кармане так, чтобы он подумал, что там у нее пистолет, пригрозила, что в случае ее выдачи товарищи сведут счеты со всей деревней. Позже она любила рассказывать, что мухтар буквально трясся от страха - арабы прекрасно знали, на что способны члены ЛЕХИ, клятвенно заверил ее, что никто ничего не узнает, и сдержал свое слово.

- Бабушка любила вспоминать прошлое и считала, что мы должны знать о нем как можно больше, - рассказывает внук покойной Ярон Гольдштейн. - Среди прочего она рассказывала, как на учебных стрельбах в Магдиэле в 1946 году познакомилась с нашим дедом Иехезкиэлем Гольдштейном: в те дни в этом мошаве в доме прадеда как раз скрывался Ицхак Шамир. В 1947 году они поженились, для чего им потребовалось получить специальное разрешение руководства ЛЕХИ. А до этого писали друг другу удивительно нежные любовные письма, которые бережно хранятся в нашей семье. После роспуска ЛЕХИ бабушка призвалась в армию в качестве санитарки и спасла жизни десяткам бойцов. Например, во время боя за Беэр-Шеву ранило пулеметчика, так она сумела к нему подползти, перевязала, а затем сама легла к пулемету и продолжила стрелять. Так что в захвате Беэр-Шевы есть и ее заслуга.

В возрасте 102 лет ушла из жизни другая поистине легендарная женщина - Фрида Варкешталь ("Брурия"). Фрида была участницей предпринятой ЛЕХИ 17 июня 1946 года операции по атаке на целый ряд предприятий в Хайфе и взрыву на железной дороге, нанесшими англичанам немалый урон. В ходе операции 11 бойцов ЛЕХИ были убиты, а 19, включая Фриду Варкешталь, приговорены к пожизненному заключению.

Уникальность фигуры Фриды заключалась в том, что, будучи уроженкой Вильнюса, она единственная из членов ЛЕХИ прошла через огонь Катастрофы, проведя несколько лет сначала в трудовых лагерях, а затем в лагерях смерти. После того как в мае 1945 года лагерь освободили американцы, Фрида была вольна выбирать, куда ехать, - в Мексику, где жили ее родственники, или в подмандатную Палестину. Будучи убежденной сионисткой, она выбрала второй вариант, для чего отправилась в Рим и оттуда вместе с другими нелегальным эмигрантами доплыла до Эрец-Исраэль. Едва сойдя на берег, Фрида заявила, что хочет вступить в какую-нибудь организацию, но только такую, которая всерьез воюет с англичанами, а не нянчится с ними. "Тогда тебе в ЛЕХИ!" - услышала она.

В декабре 1947 года после оглашения приговора Фрида была переведена в тюрьму Атлит, где познакомилась с будущим мужем Габриэлем Варкешталем ("Шимшоном"), а заодно выучила от сокамерниц иврит и арабский. До этого она знала только два языка - польский и идиш, и именно на польском они с Габриэлем вели в тюрьме любовную переписку. Это было удобно: никто, кроме них, эти письма прочесть не мог. В 1948 году, вскоре после провозглашения государства, Фрида и Габриэль призвались в ЦАХАЛ и тогда же поженились - это была первая свадьба в истории новорожденной израильской армии.

Вплоть до последних дней жизни Фрида Варкешталь занималась увековечиванием памяти своих товарищей и жертв Катастрофы: писала статьи и воспоминания, выступала с лекциями. Кроме того, она освоила социальные сети и регулярно размещала там посты и видеоролики.

7 августа 2023 года было опубликовано сообщение о смерти на 96-м году жизни Аарона Левитана ("Мойше"). Как и Фрида Варкешталь, он был уроженцем Литвы, репатриировался в Эрец Исраэль с родителями 10-летним мальчиком, а с 16 лет принимал активное участие в деятельности ЛЕХИ. В основном, как и большинство подростков, занимался распространением листовок или работал курьером, передавая записки командирам организации. В памяти друзей он остался скрупулезно честным высоконравственным человеком, ведшим религиозный образ жизни.

Еще одной потерей для ветеранов ЛЕХИ стала смерть "Эхуда" - Ицхака-Эфраима Пинхаси, родившегося в 1930 году в Иерусалиме и в возрасте 16 лет вступившего в ряды ЛЕХИ. Несмотря на юный возраст, он вскоре был объявлен англичанами в розыск, спасаясь от ареста, бежал в кибуц Нир-Ам в Негеве, а затем присоединился к действовавшему в округе а-Шарон спецотряду по борьбе с арабскими бандами. В Нир-Аме Ицхак-Эфраим укрылся в доме дальних родственников и моментально влюбился в их дочь Рахель, которая позже стала его женой. Сразу после роспуска ЛЕХИ Пинхаси вступил в ряды ЦАХАЛа и воевал до последнего дня Войны за Независимость. Его внук говорит, что в последний год жизни дед страдал деменцией и жил, в основном, событиями далекой юности.

Сегодня оставшихся в живых бойцов ЛЕХИ можно в буквальном смысле слова пересчитать по пальцам. И с их уходом эта организация окончательно уйдет в историю. И это - великая история!

https://www.isrageo.com/

Еврейская история, История, Личность, Израиль, Люди

Previous post Next post
Up