Девушка и мрамор

Mar 14, 2020 15:29


Оригинал взят у nikolai_endegor в Мрамор XXVМотив: Жюль Далу, "Ева", 1866. Малый Дворец, Париж
Модель: Камилла



Эта статуя - одна из первых крупных работ Жюля Далу как самостоятельного скульптора. В ней еще чувствуется два перекрестных влияния: учителя Далу Жана-Батиста Карпо, создателя знаменитого "Танца" перед Парижской Оперой, и классических античных статуй. Опущенное и улыбающееся лицо Евы кажется данью знаменитой улыбке Карпо, а полу-сидячая поза девушки очевидно перекликается с ​​античным мотвом купающейся Венеры, так называемой "Венерой на корточках". И только маленькая змейка, свернувшаяся на постаменте, помогает узнать Еву.

Не правда ли, довольно противоречивый образ? Но стоит только потянуть за эту змейку, как распутывается совсем другая история, да еще и с российским следом...

В 1864 году 26-летний Жюль Далу получил свой первый важный заказ. Вместе с другими скульпторами и художниками он должен был декорировать нео-ренессансный особняк маркизы Паива, известной парижской куртизанки времен второй империи, личности более чем неординарной.

Портрет маркизы Паива. Около 1860 г.



Эсфирь Лахман родилась в Москве, в семье бедного еврейского портного. В 16 лет ее выдали замуж за бывшего наполеоновского солдата, оставшегося в России, тоже небогатого портного. Эсфирь такой жизни вынести не могла и вскоре сбежала от мужа в Париж, где зарабатывала проституцией, а затем, скопив немного денег, перебралась в Лондон, где стала обвораживать тамошних состоятельных джентльменов. Вторым ее мужем стал португальский богач Альбино де Паива, который хоть и был сыном торговца опиумом, но гордо именовал себя маркизом. От него Эсфири, теперь называющей себя Терезией, достался несуществующий титул. Новоявленная маркиза де Паива, получив от мужа имя и деньги, тут же его покинула, чтобы снова вести вольную жизнь. Она сумела увлечь прусского графа Гвидо Хенкеля фон Доннерсмарка, одного из богатейших магнатов своего времени. Гвидо был ею абсолютно очарован, именно он построил для Эсфири-Терезии роскошный особняк на Елисейских полях, ставший известным как Отель де Паива.

Фон Доннерсмарк нанял лучших архитекторов, художников, скульпторов, чтобы обустроить прекрасный дом для своей будущей супруги; среди них оказался и молодой Жюль Далу. Одной из его работ для особняка Паива стала небольшая скульптура "Вакханка". Cтатуя была сделана для столовой и установлена в ней над камином (там она находится и сейчас).

Столовая в Отеле де Паива, Париж



фото- Википедия

Жюль Далу. Вакханка, 1864. Отель де Паива, Париж



фото - источник

И вот теперь видно, что в оригинальном исполнении никакая это не Ева, а самая что ни на есть традиционная вакханка - с озорной улыбкой, венком из листьев и гроздьями винограда в руках.

А что же Ева? Жюль Далу создал ее через два года после Вакханки, но назначение этой статуи так и осталось неизвестным. Сайт Малого Дворца, где хранится скульптура, указывает, что библейский сюжет, выбор материала и размеры работы говорят о частном заказе. Но, по-видимому, заказчик эту работу так и не получил. Возможно, в дело вмешалась назревавшая Франко-Прусская война.

...Французский писатель Ги Бретон отмечает, что Терезия Паива питала неприязнь к французам и императору Наполеону III из-за того, что её не принимали ни в высшем парижском обществе, ни при дворе, и накануне войны она стала переправлять германскому канцлеру Бисмарку информацию, которую получала во время разговоров со своими гостями. Так это или нет, но из-за подозрений в шпионаже супруги фон Доннерсмарк были вынуждены покинуть Париж и уехать в Силезию. Отель де Паива мог бы превратиться в прекрасный музей, но пока он принадлежит аристократическому английскому клубу.

История, Искусство, Перепост ЖЖ, Николай Эндегор, Франция

Previous post Next post
Up