"Титаник" 105 лет назад: спасшиеся и погибшие

Apr 16, 2017 00:00

Корабль, который прожил всего 4 дня и уже более ста лет не может раскрыть тайну своей гибели. Какие только, на первый взгляд, безумные идеи не приходят в голову современных исследователей, начиная с нападения на корабль НЛО и заканчивая открытием временно-пространственных порталов. Поэтому мы не будем касаться причин, а только вспомним некоторых членов экипажа и пассажиров легендарного лайнера, которым повезло или не повезло спастись в ту трагическую ночь 105 лет назад.

На борту корабля находилось 2208 человек и только 712 пассажиров и членов экипажа сумели спастись. Пассажиры 3-го класса, погребенные заживо на дне океана и миллионеры, выбирающие лучшие места в полупустых спасательных шлюпках, оркестр, играющий до последнего мгновенья и герои, спасающие своих возлюбленных ценой собственной жизни - всё это не только кадры из голливудского фильма, но и реальные истории пассажиров с "Титаника".

На пассажирской палубе “Титаника” собирались настоящие сливки общества: миллионеры, актеры и писатели. Стоимость билета 1-го класса равнялась $60000 по нынешним ценам.

Пассажиры 3-го класса купили билеты всего по 35 долларов ($650 в наши дни), потому выше третьей палубы подниматься права не имели. В ту роковую ночь деление на классы оказалось как никогда ощутимым...




Одним из первых в спасательную шлюпку запрыгнул Брюс Исмей - генеральный директор компании "White Star Line", которая и владела “Титаником”. Во время эвакуации Исмей сначала помогал пассажирам лайнера сесть в шлюпки. Затем и сам сел в складную шлюпку С. Следственная комиссия оправдала действе Исмея, мотивировав личной необходимостью его, как директора, объяснить обстоятельства катастрофы, но американская и британская пресса предала его анефеме за бегство с корабля, когда на нём ещё были женщины и дети. Исмей был заклеймлён как самый большой трус в истории и до конца дней его преследовало всеобщее презрение.

Самым богатым из пассажиров первого класса был Джон Джейкоб Астор IV - американский миллионер, бизнесмен, писатель, член известной семьи магнатов Астор (гостиницы "Астория") и подполковник, участник Испано-американской войны. Он возвращался из путешествия по Египту и Европе со своей беременной женой Мадлен, камердинером, горничной и медсестрой.




При эвакуации, проводив жену в спасательную шлюпку номер 4 вместе с горничной и медсестрой, полковник спросил у второго помощника Чарльза Лайтоллера, может ли он сесть в шлюпку с женой ввиду ее "деликатного положения". Лайтоллер ответил ему, что ни один мужчина не сядет в шлюпку, пока не сядут все женщины. Тогда Джон подошел к Мадлен и попросил у нее одну из ее белых перчаток. "Я верну тебе ее, когда мы снова встретимся в Нью-Йорке", - сказал он Мадлен, и этими словами он действительно смог успокоить свою беременную жену. Затем Астор отошёл и только спросил у Лайтоллера номер этой шлюпки. Больше Мадлен своего мужа живым не видела. Его тело было поднято из воды 22 апреля 1912. Писателя и мультимиллионера опознали по печатке с буквами J.J.A. Астор был похоронен на кладбище Церкви Троицы в Нью-Йорке.

В каюте 1 класса плыл на "Титанике" председатель гарантийной комиссии и главный строитель корабля Томас Эндрюс-младший. Эндрюс был конструктором "Олимпика" и "Титаника". Во время плавания он облазил весь корабль, исписывая десятки страниц заметками и замечаниями о состоянии корабля. Все они должны были помочь при строительстве третьего брата-близнеца "Британика".




Во время эвакуации Томас помогал пассажирам усаживаться в шлюпки. Последний раз его видели в курительной комнате первого класса возле камина, где он смотрел на картину "Порт Плимут". Его тело после крушения так и не было найдено.

Американский сталелитейный магнат, брат основателя Музея современного искусства в Нью-Йорке Соломона Гуггенхайма - Бенджамин Гуггенхайм, взошёл на борт "Титаника" в сопровождении своей любовницы, французской певицы мадам Леонтине Обар, своего камердинера Виктора Джильо, шофёра Рене Перно и горничной мадам Обар.




Посадив в шлюпку мадам Обар и её горничную, он убедил их, что это всего лишь ремонт и вскоре они увидятся. Затем Гуггенхайм с камердинером вернулись в каюту, где переоделись во фраки. Вместе они уселись за столиком в центральном холле. Когда кто-то предложил им попытаться спастись, Гуггенхайм, неспешно попивая виски и наблюдая за катастрофой, ответил: "Мы одеты в соответствии с нашим положением и готовы погибнуть как джентльмены". Их тела оказались в числе неопознанных. Тело Рене Перно тоже не было найдено.

Исидор Штраус - американский бизнесмен и филантроп, член конгресса США, брат Натана Штрауса, давшего имя городу Нетания.
В 1874 году возглавил отдел по продажам стекла и фарфора компании R. H. Macy & Co, в 1888 году стал партнером фирмы. Под его руководством сеть универмагов "Мэйсиз" превратилась в одну из самых крупных в США. Штраус принимал активное участие в кампании по переизбранию президента США Стивена Гровера Кливленда (Stephen Grover Cleveland), был председателем многих филантропических и благотворительных организаций в Нью-Йорке.




На "Титанике" Исидор и его супруга Ида возвращались в США из Европы, где путешествовали со своей внучкой. Когда начались спасательные действия, один из офицеров предложил, учитывая возраст и положение супругов Штраус, вдвоём сесть в шлюпку, но Исидор категорически отказался, решив разделить участь остальных мужчин на корабле. Он попытался усадить супругу в шлюпку, но та посчитала невозможным оставить мужа на тонущем лайнере. Вместо себя Штраусы посадили в шлюпку свою горничную Эллен Берд. Последний раз Иду и Исидора Штраус видели сидящими в шезлонгах на одной из палуб тонущего лайнера. Тело Иды, в отличие от её мужа, не было найдено.

Историю Роберты Элизабет Майони рассказала журналистам ее внучатая племянница Джоанна Вуд. 21-летняя Роберта, горничная графини Роутс, плыла на "Титанике" вместе со своей хозяйкой в 1-м классе. На борту она познакомилась с бравым молодым стюардом из команды корабля. Вскоре они поняли, что любят друг друга. Когда "Титаник" начал тонуть, стюард примчался в каюту Роберты, вывел ее на шлюпочную палубу и посадил в лодку, отдав ей свой спасательный жилет. Сам он погиб, как и многие другие члены экипажа, а Роберту подобрало судно "Карпатия", на котором она добралась до Нью-Йорка. Когда Роберта уже была на "Карпатии", она сунула руку в карман пальто и обнаружила там значок со звездой - символ пароходной компании "Уайт Стар Лайн", который носили члены экипажа. В момент расставания стюард положил значок ей в карман на память о себе.




Имя своего возлюбленного Роберта так никогда и никому не открыла.




Пассажир каюты 2-го класса молодой учёный-химик Рене Жак Леви, друг будущего президента Израиля Хаима Вейцмана, возвращался из Европы домой в Канаду, где его ждали жена и трое детей. Уже находясь в спасательной шлюпке, Леви уступил свое место незнакомой женщине и вернулся на палубу тонущего корабля.

42-летний английский священник Томас Роуссэл Дэвид Байлес направлялся в Нью-Йорк, чтобы принять участие в свадебной Мессе, за которой должно было состояться бракосочетание его брата Уильяма.




После крушения судна священник дважды отказывался от предложенной ему эвакуации, вместо этого помогал женщинам и детям сесть в спасательные шлюпки, затем он принимал исповедь и совершал обряд отпущения грехов многочисленным гибнущим пассажирам, с которыми вместе потом совершил молитву Розария. Агнес Маккой одна из оставшихся в живых пассажирок "Титаника", вспоминала, что когда гигантское судно погружалось в воду, Байлес "находился на палубе вместе с католиками, протестантами и евреями, стоявшими на коленях вокруг него. Отец Байлес молился по четкам о спасении душ тех, которые готовились погибнуть".

Особое место в истории "Титаника" занимает его оркестр. Судовой оркестр лайнера состоял из восьми музыкантов - семерых англичан и одного француза. Они были разделены на 2 квартета, один играл в салоне 1 класса, второй - в кафе "Паризьен". И только на палубе в ту роковую ночь они впервые играли вместе, ободряя обреченных. Позже газеты писали, что музыканты "Титаника" "вошли в число самых благородных людей в морской истории".




У.Г. Хартли, Ф. Кларк, П.К. Тейлор, Дж. Кринс, У.Т. Брейли, Дж. Хьюм, Дж.У. Вудворт, Р. Брику - никто из них не спасся. Они играли на борту "Титаника" до последнего момента, пока корабль не скрылся под водой. Последняя мелодия, сыгранная ими, была "Ближе, Господь, к Тебе" (англ. "Nearer, My God, to Thee").

Радисты "Титаника", хоть и фигурировали в документах как младшие помощники, моряками не были. Они находились на службе у "Маркони компании", которая и платила им жалование.




В 00.15 с гибнущего судна старшим радистом Джеком Филлипсом был послан сигнал: "CQD MGY 41°46′ N, 50°14′ W…". В то время код SOS был уже принят как международный сигнал бедствия, но радисты английских кораблей, работавшие на передатчиках "Маркони", предпочитали сигнал CQD, и Джек Филлипс не был исключением. Только около 2 часов ночи капитан приказал ему попробовать передать и SOS. Филиппс, таким образом стал первым в истории радистом, подавшим этот сигнал бедствия. Послания для капитана Смита с "Карпатии" и других судов, с которыми вёл переговоры Филлипс, в ту роковую ночь передавал и принимал второй радист Гарольд Брайд. Оба оператора оставались на посту даже после того, как были освобождены капитаном. Примерно в 02.17 ночи обесточенный передатчик "Титаника" замолчал навсегда. Гарольду Брайду чудом удалось спастись с уже ушедшего под воду судна. В память о событиях на "Титанике" компания "Маркони" наградила Брайда золотыми часами с надписью: "В знак признательности, выполнившему свой долг и сделавшему это храбро". Тело Джека Филлипса так и не было найдено.

Одним из радиосвязистов, принявших в ночь трагедии сигнал SOS с гибнущего в Северной Атлантике "Титаника", был будущий основатель радио и телевещания в США, а тогда - эмигрант из Минской губернии, Давид Сарнов. Он не отходил от телеграфного ключа трое суток, оповещая мир о том, что произошло в океане, поддерживая связь с морскими судами, спешившими к месту гибели «Титаника». Полиция еле сдерживала толпу обезумевших от горя родственников и падких на трагедии и мертвечину газетчиков. Портреты молодого радиосвязиста обошли все газеты мира. С этого момента начинается его взлет и взлет радиосвязи. Конгрессом США принимается особый закон, требующий от всех судов, на борту которых 50 и более человек, установления радиоаппаратуры.




В 1943 году немецкие каратели собрали что-то около 400 человек всех жителей еврейского местечка Узляны, откуда была родом семья Сарновых, и расстреляли. Городские архивы и все, что напоминало о пребывании здесь евреев, было сожжено и уничтожено.

В 1991 году по заказу "Зала Славы Американских евреев" были отчеканены медали, посвященные связисту Давиду Сарнову и Иде Штраус.

И напоследок вот этот клочок бумаги. Прощальная записка, которую написал своим родным один из погибших на "Титанике" пассажиров - 19-летний ирландец Джереми Берк.




"Из Титаника, до свидания все, Берк из Гланмайра, Корк"

Спустя год после катастрофы, бутылку прибило в Dunkettle, всего в нескольких милях от дома, где проживала семья Берка.

Вот, пожалуй, и всё сегодня о "Титанике".

Вся информация и фотографии взяты мною из открытых источников интернета.

История, Катастрофы, Люди

Previous post Next post
Up