Mar 17, 2012 22:03
Сразу оговорюсь: речь идет об архетипах, а не о полах.
Есть такой тезис: революции бывают мужские и женские. Мужская революция - это когда кровь, цена жизни - копейка, и всё - всерьез. Это - более физическая революция.
Женская революция - это мирная, Оранжевая например. Это - революция более психологическая, эмоции тут играют гораздо большую роль. И те и другие революции иногда побеждают, иногда - нет.
Мужская революция несет в себе большое количество людей, готовых отдать жизнь (за идею, деньги, власть). Как правило это люди, воспитанные в суровых, подчас жестоких условиях, в лишениях, из сёл, из глубинки, из рабочих кварталов, люмпены. Токари, строители, военные. Землемеры. Варвары.
Носители женского архетипа протеста - это жители уютных больших городов, "арбатских переулков", - креативный класс, интеллигенция, хипстеры и иные разновидности благополучной молодежи, которые не выросли в подворотнях, не сталкивались с серьезными трудностями, не жили среди гопников. Они не готовы умирать за революцию, их сила - в близости к денежным потокам, психологическом давлении, апелляции к законности и мировому сообществу. Это эллины.
В условиях уютной городской среды мужское начало выравнено с женским, а значит - подавлено, ибо мужественность по природе своей активна, экстравертна, но лишена этой активности в городском удобстве. Мужественность - это не данность: ее нужно воспитывать в определенных условиях испытаний, но сложно воспитать в городском комфорте. Мужику нужно что-то пережить вдали от дома, проверить себя, пройти инициацию, выскочить за рамки привычного, проверить себя на прочность. Чем больше поколений семья прожила в мире и стабильности Большом городе/городской цивилизации, тем с более высокой вероятностью из мужчин выхолащивается мужественность.
Женщина - наоборот, она цветет в доме, обустраивает мир под себя, ее не интересует подъем-переворот своей личности.
Можно постулировать максиму: провинция - тяжела, и поэтому мужественна, центр - комфортен, и поэтому -женственнен.
Когда в стране происходит мужская революция, - вся креативная рать в лучшем случае отплывает на Креативном пароходе, в худшем - в качестве реакционеров и врагов реформ - уходит в мир иной. К слову, спекуляции по поводу расквартированных в МСК чеченцев и недавние слова Немцова о засевших в городе чеченских снайперах - это попытка играть на том самом архетипе страха эллинов перед варварами. Любой балтийский матрос-революционер, соообщи ему кто-то в марте 1917-го о чеченски снайперах, ехидно бы сплюнул при таких словах, и пригласил их в гости, потому что в рамках мужской революции это нормальная боррьба, а в рамках женской - несусветный ужас.
Когда в стране происходит женская революция - все очень шумно, недалёко и весело, под невнятное и недовольное бурчание маскулинного пролетариата.
Кто-то из старых зубров отечественного кинематографа, кажется Табаков - недавно сказал в интервью, что актер - по сути своей профессия женская. Нужно быть всегда на виду, хорошо выглядеть, перевоплощаться, переодеваться. Женская революция - она кинематографична, маскарадна.
Стоит еще раз повторить, что дело не в полах. Какая-нибудь Вера Засулич - куда более мужественна, чем любой современный руководитель оппозиции.
Что думаете.
психология,
ценности