Посмотрел фильм Гарика Сукачева "
Дом Солнца" по повести Ивана Охлобыстина «Дом восходящего солнца».
Вкратце: юная девушка Саша из семьи тупых партноменклатурщиков - наивное, но бесконечно доброе создание - попадает в прекрасную компанию прекрасных хиппи. Все сплошь прекрасные люди. Они живут как хотят, курят траву, они за мир, дружбу и за "Три топора". Их бьет вялая тупая власть, а также пьяные тупые военнослужащие, а они все красивые такие, - само обаяние. Их сосед - не какой-нибудь Лещенко, а сам Высоцкий, который явно в теме и "одобрил". Юная девушка отвергает тупого номенклатурного жениха - раба системы и, бросив оплаченный системой отдых в Болгарии, убегает в крымское лето, море и пляски у костра. Время от времени в фильме фигурирует заповедник Карадаг, как бы отсылая нас к Коктебелю, советской мекке всех неформалов страны. Фильм прекрасен, как творчество Машины времени.
Позволю себе обратить внимание на несколько моментов.
В фильме хиппи живут на море тем, что торгуют феньками. Феньки среди советского населения в 70-м году разлетаются как горячие пирожки, поскольку всем хипарям с лихвою хватает на любимые "Три топора". На самом деле Сукачевым (или Охлобыстиным) недостаточно раскрыта тема налетов на огороды и виноградники, а также поедания людьми-цветами ништяков с мусорок и объедков в кафешках за токарями и шахтерами (цивильными рабами системы, приехавшими по путевкам от профкома).
Далее, в фильме прекрасных хиппи нещадно прессует КГБ, - непонятно, почему. Из фильма выходит - просто так, ибо волку по волчьей сути своей полагается выть и кусать замечательных добрых людей. Из криминальных выходок неформалов в фильме фигурирует лишь изящно угнанный катер (зритель прощает этот угон, ибо там была любовь). Видимо Сукачев (или Охлобыстин - книгу я не читал) ничего не знает о заявлениях в милицию жителей пгт. Планерское (ныне - Коктебель) по поводу сломанных замков и заборов, украденных яиц, домашей птицы, перца, огурцов, помидор, яблок, - в общем, всего того, на что не хватило фенечек. Охота и собирательство - что еще может быть прекраснее, чем охотиться за чужими курицами, тырить колхозные персики и собирать чей-то виноград. Ну, и еще бутылки по утрам.
Именно за это, а не за любовь к свободе (как показано в фильме) военные, а также местная молодежь (отчасти оплачиваемая местными начальниками) избивают хипарей. У них была железная мотивация: те, кто не платил за отдых, распугивали тех, кто платил. И не только в Коктебеле, а везде, - стоит вспомнить бойню 1990-го года в Гурзуфе, когда беременных хипушек избивали арматурой и черенками от лопат.
В фильме хиппи храбро сражаются, - просто не хиппи, а львы, или панки какие. В жизни своей я таких воинов не стречал, - скорее наоборот, толпа хипарей могла трусливо убежать от двух-трех гопников. А тут они - чистые викинги, - видимо потому что меньше трех топоров на нос не имеют. Избитый тремя злобными воинами СА оболтус поднимается на Карадаг (!), спускается, приходит в лагерь, и радостно восклицает: я жив! Очевидно, без мухоморов тут не обошлось. В реальности же его конечно с переломнными ребрами и сотрясением мозгов увезли бы в Феодосию штопать морду. Если за всеобщим возлиянием было кому везти. Ну и на Карадаг он бы, конечно, не забрался, поскольку это все-таки заповедник. Даже при Украине его статус был таков, что местный егерь за взятку мог устроить тебе прогулку до рассвета и поутру уйти по тихому, а в советское время этот дивный край вспененных застывших вулканов бдительно охранялся пограничниками с собаками. Возможно это придирки, но именно на Карадаге, в шалаше, обвешанном цветными висюльками, Саша теряет свою девственность. "Достойный" размен. Тут авторы - молодцы, они выжали максимум из обстановки, хотя очевидно, что в реальности это была Зеленка на противоположном конце поселка: дикий обрывистый берег моря, тесный и перенаселенный неформалами, с загаженными рощицами диких маслин. Мы с Гариком (или о. Иоанном) видно жили в разных странах. Единственное, во что мне верится, - это в то, что главная героиня действительно могла плюнуть на Болгарию и искренне рвануть в Крым. Именно потому, что когда Болгария для всей страны была чем-то совершенно недостижимым, она бесилась с жиру, как и подобает дочке московских номенклатурщиков.
Автор также не отразил всю прелесть расширенных и суженных зрачков. Не раскрыт космический потенциал поиска самого себя под воздействием тарена и циклодола. Ни один человек в состоянии расширенного сознания не вышел в окно, и даже не обблевал парадное. В процессе фильма от передозировки не умер ни один человек-цветок.
Порадовало лишь одно: на празднике Имени Трех Топоров мельком показан невероятно олдовый хиппи, - очевидно еще ровестник Ильича, который пророчески глаголет, что и хиповская система падет, ибо лучшая система - это ее отсутствие. Я, неразумный, понял эту фразу по-своему: если бы в фильме Сукачева все было бы честно, то эта система не рухнула бы никогда, ибо то, что он нарисовал - совершенно. А совершенное не ломается.