Небольшой рассказ с картинками про мой ситибайк, собранный этим летом.
Не один раз знакомые задают мне вопрос "зачем ты собираешь велосипеды сам". Думаю, этот вел сможет быть одним из ответов. Ведь причин - масса.
Серийные велосипеды, безусловно, хороши. Нормальная компания-производитель, старается подобрать наиболее сбалансированный набор комплектующих, геометрию и расцветку. Но поскольку для любой компании главное - это прибыль, такие аппараты делаются под максимально широкую аудиторию. Сами понимаете, полностью угодить всем нереально, отсюда неизбежны компромиссы, причём там, где решит производитель.
Второе обстоятельство, формирующее нашу велореальность - амбиции производителей велокомпонентов, убедивших весь мир, что чем больше передач - тем лучше, а тормоза обязательно должны быть дисковые.
Я долго метался в поисках идеального велосипеда, намотав кучу километров, просадив гораздо большую кучу денег, пока не понял, что такого не найду вовеки.
В итоге в "конюшне" стоят в меру мясистый двухподвес для лесных горок, классический кантрийник для дальнобоя "Гвоздев стайл", и герой данного поста, сделанный для поездок на работу и в магазины.
РамаAuthor Zenith 20" 2003г.Передняя вилка жёсткаяKinesis Crosslight Pro CarbonШатуныShimano Deore 510ЗвездаToken Shuriken 38TКареткаBB ES-51Передняя втулкаShimano RS30Задняя втулкаWTB Laser Disc Singe DutyЗадняя звезда с проставкойWTB 16TОбод переднийShimano RS30Обод заднийMavic CXP22Передние спицыShimano flats 14pcsЗадние спицыDT Competition 32pcsРульKore Freeride RiserРулевая колонкаM Part Sport 1"Вынос руляDaBomb Fix 50mm/6degРога на рульAuthor ErgabarЦепьSRAM PC-1 NickelНатяжитель цепиXenium SSP-11-1Ручка тормознаяShimano Deore LXТормоз передний в сбореShimano Deore XTПокрышка передняя 26"Michelin Dynamic 700x32cПокрышка задняя 26"Michelin Dynamic 700x28cСиденьеDaBomb DaDaПодседельный штырьPromaxПедалиNC-17
Итоговый вес: около 9кг.
Исходным мотивом был синглспид - я давно заметил, что перемещаясь на кантрийнике по нашему плоскому краю, я очень редко слезаю с одного и того же передаточного соотношения. Так нафиг лишнее железо! Начав с деоровской звезды 42Т и 18Т сзади (соотношение 2,333), в итоге при переборке заднего колеса соблазнился на 38/16 (2,375) - чуть меньший вес и капельку бОльшая скорость. Это позволяет комфортно стартовать со светофора, а разогнавшись, поддерживать крейсерскую скорость около 30км/ч, чего мне вполне хватает. В итоге, отказ от обоих переключателей и наборов звёзд дал выигрыш в массе вела примерно в 1кг. Плюс простота обслуживания, плюс цепи дешевле, а износ меньше.
Но не дураки, всё-таки, придумали передачи, иногда без них ехать весьма непросто - значит надо убрать как можно больше факторов, мешающих ехать.
Здесь предпочительнее колёса 28" - их скорость вращения немного меньше, чем у 26", что выливается в меньшее трение, плюс выбор гладкой резины под этот диаметр весьма велик. Вдобавок, моё личное мнение состоит в том, что колёса большего диаметра обеспечивают лучшую амортизацию, за счёт того, что размер поглощаемой неровности при том же коэффициенте деформации будет больше.
С виду, указанные факторы дают крошечный выигрыш, однако в итоге велосипед едет крайне легко, маунтинбайк не идёт в сравнение даже на туристической резине 1,75". Разумеется, многое значит рисунок покрышек, я остановился на недорогих но лёгких полусликах. Одинаково хорошо держат на сухом и мокром асфальте, позволяют довольно сильно наклоняться в поворотах, и разумеется, крайне слабо себя ведут в рыхлом песке, не говоря уж о глине.
Безусловно, одной из самых пафосных деталей явилась карбоновая кроссовая вилка - но это в основном от безысходности, ибо алюминия или стали на такой диаметр рулевой трубы не нашёл в продаже.
Здесь также заметно непростое переднее колесо - погоня за КПД и лёгким разгоном заставила меня дополнительно потратиться на эти штуки, наклейки Шимано старательно оторваны во избежание лишних взглядов.
Утилитарная направленность потребовала творческого подхода к крыльям - классические гремят, а Shockblade не защищает ноги.
Колёса и подседельный штырь вполне сознательно крепятся на шестигранники вместо эксцентриков - в итоге с аппарата не получится сходу что-то открутить/спереть. Исключение - задний фонарик, который уже два раза крали по моей забывчивости.
Итоговый вариант радует меня неброским внешним видом в сочетании с отличными ходовыми качествами в городе и невысокой ценой - бюджет летней сборки, с учётом колёс, составил около 15 тыс. руб. Немаловажный фактор в городе - вес, так как довольно часто приходится тягать коняшку на себе в подземных/надземных переходах и всяких подлых лесенках.
Задний тормоз стал жертвой минимализма и борьбы за вес - зато езда выходит более плавной и техничной, в случае необходимости передний XT тормозит на асфальте с 30 км/ч до нуля примерно за 5-6м.
А почему не серийный? Да скучно это! После проб и ошибок следуют приятные открытия, и теперь я ни к одной железочке не могу придраться с тем, что она не устраивает меня своими свойствами. И не нашлось бы модели, чтобы угадать сразу, чтоб сел и поехал, и всё как оно должно быть.
Для иллюстрации - картинка первоначальной версии этого велосипеда, приглядевшись можно увидеть, что поменялось очень многое.