Вода жизни
(Отзыв о повести Валерия Гаевского «Заповеди для язычника»)
Жернова истории обратили изначальные знания в пыль. Знаки «плюс» и «минус» поменяли местами, объявив греховным то, что составляло сущность человека, сущность личности. Что же это за сущность? Что тысячелетиями вытравливали из нас (и довольно успешно)? Свободу.
На Кельтаре нет вождей и богов, нет посредников между сознанием и знанием. Каждый человек - священнослужитель Леса, Лес - воплощение мудрости Вселенной, открытой зрячим сердцам.
Три стороны Посвящения - Проникновение, Совершение, Искупление. Каждое человеческое (и не только) существо выбирает, как, в каком порядке и когда познавать эти стороны. Конечно, может показаться, что обстоятельства и воля Леса ведёт героев к их итогам - но ведь жнут они только то, что сеют сами.
Повествование так и не становится эпическим, хотя на кону судьба целой планеты. Мифическим - да. Как признавался сам создатель, отличие его повести от других произведений фантастикоэкологической тематики - в том, что у него «захватчикам противостоят два человека и сам Лес». Почему? Не потому ли, что эти два человека по силе своей - не силе паранормальной, прикладной, а по силе устремления - равны целому человечеству? Некоторые эзотерические течения утверждают, что все души человечества когда-то составляли одну душу первого человека.
Мифы рассказывают об основателях цивилизаций, богах и героях, которые передавали людям основополагающие знания - огня, медицины, законов… «Заповеди…» пронизаны этим духом мифотворчества, и мы становимся свидетелями рождения легенд и истории - здесь они неотделимы, если помнить, что легенды - это просто давняя-давняя история.
«Культурным героем» преданий далёкой планеты Филомель, дошедших до нас в виде эпилога повести, становится дель Корхедо - когда-то безликий винтик военной машины своего мира, он совершил «всего лишь» то, что доступно каждому человеку, - просто акт удостоверения в истине и принятия сомнения в этой истине. Запредельная ли реальность Леса подарила ему способности сомневаться в привычном и доверять неожиданному, или семена этих способностей спали в нём изначально - мы не узнаем наверняка. Кажется, что всё-таки создан он был не с нуля, иначе… не попал бы в легенду. Впрочем, здесь может быть и не два, а больше мнений.
Что касается Боркаса и Тита Варфоломея, то они к моменту прибытия на Кельтар были даже не семенами, а ростками. Интересно, насколько разнились начальные посылы этих трёх пробуждённых: дель Корхедо - уничтожение, Тит Варфоломей - «спасение», Боркас - поиск.
Дель Корхедо шёл по стопам Клавдия Була морально - на конфликт с Лесом - и физически - воспользовавшись ресурсами оставшейся без хозяина фактории. Дель Корхедо приумножил зло, посеянное Булом, и… довёл до некой критической черты, за которой этому злу оставалось трансформироваться в добро или же уничтожить своего носителя бесследно.
Бул исчез бесследно - по крайней мере, из этого повествования. Может быть, и о нём сложились мифы, но не было ему даровано чести своими руками посадить Разговорное дерево. Нет, я не о том, чтобы доводить зло до апогея ради разворота его на сто восемьдесят! Наверное, всё-таки чем раньше пробудиться, тем лучше! Я о том, что разрушение обречено как вид! Я о неистребимой вере создателя в созидание, которую он доносит до нас шелестом листьев Леса.
Вспоминаю слова из совершенно другого романа: «Достаточно ли свершилось зла, чтобы могло победить добро?»
На пути потока возникают препятствия, когда разделяются живая и мёртвая вода… Вот мёртвая вода отделила себя, качнула весы - и в Лес пришла смута. Но Лес не отрицает её, ведь поток состоит из обеих вод, Лес просто стремится вернуться в точку равновесия, вновь привести свои части в гармонию. Равновесие получается динамическое. Из этой динамики рождаются новые миры.
…А интересно, что бы вышло, если бы весы покачнула живая вода? Может быть, это тема для другой повести?..
Получается, что даже разрушение - Лесом предусмотрено и служит прежде всего развитию. Вот заселена пустыня Кельтара и пустынная Филомель. Станет сильнее посёлок, укреплённый огнецветами. Осуществили своё Совершение Велех, Эхо и Век-Око, открыв себе пути в новые пространства и времена. Переродился Орден, открывая возможность Совершения земным последователям возрожденной религии.
Создатель не противопоставляет друидизм Кельтара и христианство, как Лес не противопоставляет свои воды. Создатель противопоставляет знание и догму. Неважно, какая это догма - религиозная, военная или социальная. Бортовой компьютер можно запрограммировать, ручей или дерево - нет. Бортовой компьютер не удостоверяется, истинна ли его манера общения, его можно запрограммировать на использование церковного лексикона, можно - на стиль военных рапортов.
Путь ростка по имени Тит Варфоломей можно отсчитывать от момента, когда он уничтожает пояс Харизмы. В итоге одно из мировоззрений человечества, некогда забывшее свои корни и превратившееся в догму, возвращается к истокам.
Может быть, Совершение религии Харизмы - то, что она взрастила мыслителя, который перерос её…
Если Лес - это Эдем, то мы получаем в этой повести два изгнания: Була и дель Корхедо. Изгнания за сорванный плод с Древа познания добра и зла… Смотрите же, как в Библии сохранилась терминология Эдемского друидизма! называние законов Бытия «деревьями» (Разговорное, Исчезающее…)!
Разделен поток - познано добро и зло.
Но выходит, что изгнание преследует целью не просто наказание, обречение на страдания - конечной целью является сотворение новых миров.
Вот нам и трактовка библейской легенды. В ней-то шла речь о дифференциации мужского и женского начал, Ян и Инь. Да вот только сами по себе они, эти половинки Великого Предела, не хороши и не плохи, они просто должны находиться в гармонии.
В этой повести гармонично соединены мистика и НФ, фэнтези и космоопера - глубоко эзотеричная, нелёгкая для понимания, требующая вчитываться и перечитывать, она одаривает нас огромным ворохом разноцветных листьев-смыслов и, как всякий философский трактат, зовёт ради достижения Совершения… к практическому её применению.
Дышите свободно, и вода жизни будет открыта для вас!
Юлиана Орлова (Ана Дао )г.Севастополь, Крым