Да, сложная задача для родителей, когда и личность ребенка надо уважать, и свое видение подготовки к жизни таки передать ему.
Я уже как-то писала, что главная задача родителей - научить ребенка жить без их помощи и поддержки в социуме. Это если на бытовым языке. И сильно легче тем детям, кто получил от родителей безусловную любовь и поддержку, но не был ими спеленут. Это тоже про баланс требований к ребенку.
Про особенности мышления мальчиков больше всего я поняла не из научной литературы, а из «Детства Темы», «Студенты» и других произведений Гарина-Михайловского. Спасибо отцу, который в свое время дал совет читать все произведения в подлиннике, а не адаптированные школьные версии. Ну и по возможности до того, как их будут «проходить», чтобы не портить себе впечатления. И в тех книгах описано столько типичного мальчишеского про убеждения, поведение, про заморочки мальчишеского социума, что они полезны, как мне кажется, до сих пор.
И если говорить о списке требований к выполнению уроков, то сначала стоит пообщаться с нейропсихологом или уж самим по тестам проверить степень зрелости тех структур мозга, которые отвечают за учебу. Если в этой сфере есть какие-то проблемы, то не отчаиваться, а брать список упражнений и заниматься. Учтите, что прямое натаскивание на выполнение учебной программы скорее вредит, чем помогает дорастить мозг. Например, если ребенок плохо пишет, то полезнее будет с ним стрелять в цель из лука или в дартс, отжиматься, играть в веревочки, чем мучать его прописями. По опыту могу сказать, что это помогает в разы лучше, чем пресловутые занятия «мелкой моторикой». И очень важно честно транслировать ребенку, что есть требования мира вокруг, которые вы сами решили выполнять и будете учить выполнять их самим ребенком.
Я очень рано рассказывала детям, что есть общественный договор, по которому человек без образования во многом проигрывает, и я не собираюсь с этим договором бороться и потому понимаю свой родительский долг в том, чтоб они образование получили. Ну а дальше уж сами, как хотят. При этом обещала помогать и учитывать их интересы. То есть, если в школе есть домашние задания, то мы можем к этому по разному относиться, считать их ненужными или дебильными, но тут уж надо решить, что ответственность в школе уже на них. Если они не делают уроки, то двойки - это их дело, а мое - отказаться эти двойки поощрять, поскольку меня это не радует.
И еще учила их экономить силы на неприятном деле, чтобы сделать его и чувствовать себя уже от него свободным. То есть, еще раз: я взяла на себя ответственность научить детей выполнять школьные задания, но сняла ответственность с себя, насколько хорошо ребенок это делает. Эту ответственность я отдала детям сразу, эта обратная связь была уже для них. И мы вместе учились думать, как удобнее и проще будет сделать домашние задания. Да, вначале было классическое «ты будешь делать уроки до мультика или после?», а потом мы уже искали способы как-то упростить работу. В старших классах сыновья писали сочинения на компе и, матерясь, переписывали с экрана, но зато все делали вовремя и без дедлайнов. Но если ребенок выбрал делать уроки после мультика, то моя ответственность в том, чтоб мультик был только один и потом ребенок сел реально работать.
А пока вопрос: какие ваши советы помогли детям ускорить и упростить выполнение уроков?
А какие лайфхаки, которые помогли вам, вашему ребенку оказались совсем не в кассу?
Подписаться