Да, многих вчера зацепил пост про стенку между ребенком и родителем. Слишком часто она построена из самых благих порывов. Иногда из стремления подготовить ребенка к жизни, но в результате мешает ему этой самой жизни верить.
Я помню, что в начальной школе за домашним заданием рядом со мной часто сидела мама. Она не "помогала", не заставляла переделывать (а тетя, например, заставляла). Просто была рядом. Это было хорошо: и не отвлечешься, и спросить всегда можно.
Помню, что мы экспериментировали, что делать сначала: украинский и русский или математику. Математика в начале мне не пошла. Так всю школьную жизнь я и ее, и физику оставляла на потом.
В средней школе был другой эксперимент - когда приступать к урокам: сразу после обеда или позже. Помню, ходила вокруг часов и оценивала, готова или не готова еще садиться за уроки. Сначала это было 4 часа. К старшим классам за уроки реально было сесть только после 6 - слишком уж в школе мозги уставали.
Но мне было проще, чем другим: у меня мама - учитель-методист, причем хороший. И к учебе своих детей она относилась так же спокойно, как к учебе других школьников. Важно создать условия, убрать отвлекающие факторы, определить цели и работать.
Уже в роли школьного психолога она говорила всем родителям: "Дети не умеют делать домашнее задание, если их никто этому не научил. Сядьте рядом и показывайте, что в какой последовательности делать. Объясняйте, чего делать не стоит, а где надо дать (и себе и ребенку) лишнюю попытку. И не ждите, что ваш ребенок будет делать домашнее задание идеально с первого раза. Учиться учиться - это такой же предмет, как математика".
О да! Хороший методист всегда на вес золота! Меня мой любимый профессор называл прирожденным методистом, потому что я все раскладывала на технологии. Я потом поняла, что это совсем не все умеют. Это было открытием. Вот потом и я долгое время и участвовала в оценках снятия стратегий обучения различным дисциплинам и согласна- учиться у нас вообще не учат. Это самое как раз тяжелое в школьном времени. В замен лозунги, нервотрепка и завывания, что надо стараться!
Мама иногда шутит, что у меня методического стажа, может, лет на 6 меньше, чем я живу:), потому что я все всегда сестре объясняла. Мама даже волновалась, что младший ребенок не задает вопросов. А сестра просто их задавала мне:).
Мне тоже было сложно понять, почему другие не могут учиться, не могут разобрать процесс на составляющие, не понимают с первой лекции, хороший преподаватель или так себе.
К сожалению, у нас в университете методику преподавания профильных дисциплин в школе и вузе отдавали либо ассистентам, у которых у самих опыта преподавания - года два, либо самым убогим доцентам.
Причем один из таких ассистентов на деле оказался лучше любого профессора, а его лекции по методике преподавания литературы в школе вообще объяснили мне, зачем эти уроки вообще существуют%).
У меня инсайт какой-то просто - а что, так тоже можно? Сколько помню школу, универ, преподов, родителей, все как один твердили один-единственный метод "взять и сделать" и единственный навык "ты это _должен_ уметь!"
Почитайте книгу "Искусство учиться". Автор - Вайцкин. Потрясающе полезная (в плане рекомендаций) и целительная (в плане понимания процессов) книжка.
И простите себе все:). Потому что обязанность все суметь с первого раза - это страшный груз.
Я это испытала, кажется, один раз - на показательных выступлениях фигуристов-взрослых. Ну просто не было в моей семье спортсменов вообще. Сфера оказалась слишком новой. Вот это меня тогда колотило...
По моему опыту преподавателя, имеет смысл попробовать минимум 4 раза. Если не мешать и только поддерживать правильное, на 4-й раз все получается практически идеально. Но тут большая личностная работа учителя - не вмешиваться со своей гордыней "я знаю, как лучше".
Помню, что мы экспериментировали, что делать сначала: украинский и русский или математику. Математика в начале мне не пошла. Так всю школьную жизнь я и ее, и физику оставляла на потом.
В средней школе был другой эксперимент - когда приступать к урокам: сразу после обеда или позже. Помню, ходила вокруг часов и оценивала, готова или не готова еще садиться за уроки. Сначала это было 4 часа. К старшим классам за уроки реально было сесть только после 6 - слишком уж в школе мозги уставали.
Но мне было проще, чем другим: у меня мама - учитель-методист, причем хороший. И к учебе своих детей она относилась так же спокойно, как к учебе других школьников. Важно создать условия, убрать отвлекающие факторы, определить цели и работать.
Уже в роли школьного психолога она говорила всем родителям: "Дети не умеют делать домашнее задание, если их никто этому не научил. Сядьте рядом и показывайте, что в какой последовательности делать. Объясняйте, чего делать не стоит, а где надо дать (и себе и ребенку) лишнюю попытку. И не ждите, что ваш ребенок будет делать домашнее задание идеально с первого раза. Учиться учиться - это такой же предмет, как математика".
Reply
Вот потом и я долгое время и участвовала в оценках снятия стратегий обучения различным дисциплинам и согласна- учиться у нас вообще не учат. Это самое как раз тяжелое в школьном времени. В замен лозунги, нервотрепка и завывания, что надо стараться!
Reply
Мне тоже было сложно понять, почему другие не могут учиться, не могут разобрать процесс на составляющие, не понимают с первой лекции, хороший преподаватель или так себе.
К сожалению, у нас в университете методику преподавания профильных дисциплин в школе и вузе отдавали либо ассистентам, у которых у самих опыта преподавания - года два, либо самым убогим доцентам.
Причем один из таких ассистентов на деле оказался лучше любого профессора, а его лекции по методике преподавания литературы в школе вообще объяснили мне, зачем эти уроки вообще существуют%).
Reply
Reply
Потрясающе полезная (в плане рекомендаций) и целительная (в плане понимания процессов) книжка.
И простите себе все:).
Потому что обязанность все суметь с первого раза - это страшный груз.
Я это испытала, кажется, один раз - на показательных выступлениях фигуристов-взрослых. Ну просто не было в моей семье спортсменов вообще. Сфера оказалась слишком новой. Вот это меня тогда колотило...
По моему опыту преподавателя, имеет смысл попробовать минимум 4 раза. Если не мешать и только поддерживать правильное, на 4-й раз все получается практически идеально. Но тут большая личностная работа учителя - не вмешиваться со своей гордыней "я знаю, как лучше".
Reply
Leave a comment