Ну, для меня, пожалуй, вариант не заниматься непосредственно перед экзаменом был бы чреват гораздо худшими результатами. Я всегда старалась учиться на протяжении учебного года понемногу, просто не запускать, а в последние два-три дня перед экзаменом как раз плотно готовила презентацию материала. То есть как его эффектно подать, как расставить акценты, где блеснуть не даваемыми лектором знаниями. И тут очень важно было прямо полностью погрузиться в это - выступать перед зеркалом, записывать, придумывать мнемонику, чертить схемы ответов, сменять одну деятельность другой, но при этом по-разному не выпускать экзамен из виду. И вот на этом активированном мозге лечь спать, хорошо выспаться - и с утра его еще полчаса-час активировать. Тогда на экзамен идешь, как прима на бенефис, ощущение такое, что вообще в этом предмете живешь и все им дышит. Но это, конечно, при условии, что предмет в целом знаешь и подготовка к экзамену - это не залатывание дыр со второго класса.
А самое трудное - это когда сдавать несколько экзаменов в один день. У меня были такие моменты, т.к. я училась на двух курсах одновременно, при этом посещая разные группы на разных кафедрах, чтобы состыковать расписание. И один раз у меня совпали два экзамена и два зачета на один день, еще и с моральным грузом, т.к. условие было - "индивидуальное расписание в МГУ разрешается только при сохранении президентской стипендии, то есть полном отсутствии четверок". Вот тут было тяжко, я старалась очень четко разбивать время (занимаешься психофизиологией - не хватайся за философию). ну и в тот раз пошла на сдачу с таким расчетом, чтобы максимально отдалить друг от друга моменты и успевать переключить мозги: первый экзамен - первая без подготовки, последний - самая последняя, ловя за пиджак уходящего преподавателя...
А вообще самое главное в экзаменах - это смотреть на них в масштабе "как я буду видеть это событие через 10 лет". Да никак не буду видеть, скорее всего, даже и не вспомню... так что чего сейчас-то нервничать?
Ну и еще одна мудрая фраза, которую мне подарил репетитор при поступлении: "ты соревнуешься не с идеалом и не с гранитом науки, а с такими же студентами. Из которых половина глупее тебя и училась меньше тебя, а второй половине скорее всего поставят приемлемые оценки, даже если были какие-то недочеты. Так что твоя задача - просто попасть в нужную половину".
Так что задача родителей перед экзаменами совсем другая: организовать быт и время. Бдить, что бы ребенок чаще отдыхал. Правильно, эффективно отдыхать вообще мало кто умеет. Помните, что в это время стоит работать не более двадцати минут подряд, а потом делать пятиминутный перерыв. И каждые сорок-пятьдесят минут - делать двадцатиминутный перерыв. А очень тревожным вообще, пятнадцать минут работать, полчаса отдыхать (отдыхать, напомню, это не телевизор и тем более не комп). Вот как раз имхо погружаться хорошо полностью на эти дни, но погружаться не в оценку/страх, а в процесс презентации знаний. То есть проговаривания и жития в этом предмете с разных сторон. Когда устал читать учебник - представляешь себя первооткрывателем и придумываешь, как бы ты провел описанный эксперимент, смотришь науч-поп фильм, пытаешься вспомнить примеры из художественной литературы, имеющие отношение к предмету, прыгаешь по комнате и с каждым прыжком вспоминаешь пункт какого-то списка, который надо выучить наизусть, сочиняешь мнемонические стихи и прочее...
Конечно, поправлюсь, от темперамента зависит и от отношений с экзаменами в принципе. Но если удается поймать "состояние потока" предмета, то сдача будет вообще безболезненной, причем даже в случае, если предмет знаешь не очень (когда я поднаторела в этой технике, я могла прямо по анекдоту про студентов ввести себя за несколько часов в эмоциональное состояние знатока очередного китайского языка и идти его сдавать, выезжая за счет общей эрудиции и "где-то что-то слышал").
Про состояние потока все собираюсь написать. Но это уже восьмидесятый уровень. Мне хотя бы рьяных вдалбливателей знаний остановить. А то уже пару раз в больницу отправляла от " любящих родителей".
А самое трудное - это когда сдавать несколько экзаменов в один день. У меня были такие моменты, т.к. я училась на двух курсах одновременно, при этом посещая разные группы на разных кафедрах, чтобы состыковать расписание. И один раз у меня совпали два экзамена и два зачета на один день, еще и с моральным грузом, т.к. условие было - "индивидуальное расписание в МГУ разрешается только при сохранении президентской стипендии, то есть полном отсутствии четверок". Вот тут было тяжко, я старалась очень четко разбивать время (занимаешься психофизиологией - не хватайся за философию). ну и в тот раз пошла на сдачу с таким расчетом, чтобы максимально отдалить друг от друга моменты и успевать переключить мозги: первый экзамен - первая без подготовки, последний - самая последняя, ловя за пиджак уходящего преподавателя...
А вообще самое главное в экзаменах - это смотреть на них в масштабе "как я буду видеть это событие через 10 лет". Да никак не буду видеть, скорее всего, даже и не вспомню... так что чего сейчас-то нервничать?
Ну и еще одна мудрая фраза, которую мне подарил репетитор при поступлении: "ты соревнуешься не с идеалом и не с гранитом науки, а с такими же студентами. Из которых половина глупее тебя и училась меньше тебя, а второй половине скорее всего поставят приемлемые оценки, даже если были какие-то недочеты. Так что твоя задача - просто попасть в нужную половину".
Reply
Reply
Так что задача родителей перед экзаменами совсем другая: организовать быт и время. Бдить, что бы ребенок чаще отдыхал. Правильно, эффективно отдыхать вообще мало кто умеет. Помните, что в это время стоит работать не более двадцати минут подряд, а потом делать пятиминутный перерыв. И каждые сорок-пятьдесят минут - делать двадцатиминутный перерыв. А очень тревожным вообще, пятнадцать минут работать, полчаса отдыхать (отдыхать, напомню, это не телевизор и тем более не комп).
Вот как раз имхо погружаться хорошо полностью на эти дни, но погружаться не в оценку/страх, а в процесс презентации знаний. То есть проговаривания и жития в этом предмете с разных сторон. Когда устал читать учебник - представляешь себя первооткрывателем и придумываешь, как бы ты провел описанный эксперимент, смотришь науч-поп фильм, пытаешься вспомнить примеры из художественной литературы, имеющие отношение к предмету, прыгаешь по комнате и с каждым прыжком вспоминаешь пункт какого-то списка, который надо выучить наизусть, сочиняешь мнемонические стихи и прочее...
Конечно, поправлюсь, от темперамента зависит и от отношений с экзаменами в принципе. Но если удается поймать "состояние потока" предмета, то сдача будет вообще безболезненной, причем даже в случае, если предмет знаешь не очень (когда я поднаторела в этой технике, я могла прямо по анекдоту про студентов ввести себя за несколько часов в эмоциональное состояние знатока очередного китайского языка и идти его сдавать, выезжая за счет общей эрудиции и "где-то что-то слышал").
Reply
А то уже пару раз в больницу отправляла от " любящих родителей".
Reply
Reply
Leave a comment