Музей Карие.

Sep 28, 2013 19:00

Музей Карие.
Монастырь Хора, где ныне располагается музей Карие, находится в стамбульском исламском квартале Эдирнекапы, рядом с руинами Влахернского дворца.



Первые упоминания о монастыре Хора относятся к периоду правления императора Константина I (324-337 гг.).  Чуть позже император Юстиниан I (527-565 гг.) рядом с этим монастырем построил церковь Карие. Название Карие или Кхора переводится «на окраине», «за чертой», так как церковь в те времена находилась за городской чертой .  Во времена иконоборства (711-843 гг.) церковь подверглась частичному разрушению.  Позже в разные периоды в ней проводились реставрационные работы.  Мария Дукания, сватья императора Алексиса I (1081-1118 гг.), взяла попечительство над этим храмом, а его сын, Исаак Комнин (1093-1152 гг.) полностью его перестроил.


Из-за близости к дворцу церковь Хора приобрела большое значение. Однако она вновь серьезно пострадала после 4-го крестового похода (1203-1261 гг.).  В 1315-1321 гг. передовой государственный деятель тех времен Теодорос Метокхитес провел капительную реконструкцию здания. Были сделаны пристройки на северной, западной и восточных частях сооружения. Основное здание, построенное во времена Комнинов, осталось в прежнем виде. Именно в этот период были сделаны мозаики и фрески церкви. После захвата Константинополя османами, советник султана Беязыта II Хадым Али паша в 1511 г. превращает храм в мечеть, пристроив к нему столовую и школу.  Все мозаики и фрески были заштукатурены, что помогло им дойти до наших дней. В качестве мечети церковь Хора прослужила 434 года, а в 1945 в ней был открыт ныне действующий музей Карие. В 1948-1958 гг. американский институт по изучению наследия Византии под руководством П. Андервуда провел работы по восстановлению фресок и мозаик церкви.

Несмотря на закат Византийской империи, ее искусство в то время переживало золотой век. Так, фрески и мозаики Хора приобрели в этот период красочную живую форму.  Они повествуют о жизни Марии и Иисуса Христа.
Купол в южной части внутреннего нартекса украшен  медальоном с изображением Иисуса Пантократора. Вокруг медальона располагаются 24 фигуры предков Иисуса в верхней части, и 12 фигур сыновей Якова - в нижней.


Мария, Иисус и молящийся Исаак Комнин.


Святой Петр. В правой руке держит свиток, а в левой - ключи от рая.


Отказ от подношений. На троне сидит монах Зекерия с приподнятыми руками. Он отклоняет подношения Иоахима храма, так как у нет ребенка.


В южной части внутреннего нартекса в центре купола изображение Марии с младенцем Христом на руках. Вокруг медальона изображение предков Иисуса и 16 царей пророков от Давида до Салатила.


Весть о рождении Христа. Слева на иллюстрации три пророка верхом на лошадях, справа - сидящий на троне царь Геродес (Ирод), в центре - три волхва сообщают ему о рождении нового царя евреев.


Рождение Христа.


Святой Андроникос.


В центре купола Пареклесий медальон с изображением Марии и младенца Христа, благословляющего двумя руками, вокруг - изображения двенадцати ангелов.  Рядом с куполом в стене находится ниша с гробницей Святого Михаила Торникеса.


Судный день. В центре в ореоле на троне сидит Иисус, слева от него Богоматерь, справа Яков, который молится о прощении человечества. По бокам изображены две группы апостолов. Под изображением Христа Адам и Ева на коленях стоят перед пустым троном, а ангелы при помощи весов взвешивают души.


Судный день. В центре в ореоле на троне сидит Иисус, слева от него Богоматерь, справа Яков, который молится о прощении человечества. По бокам изображены две группы апостолов. Под изображением Христа Адам и Ева на коленях стоят перед пустым троном, а ангелы при помощи весов взвешивают души.


Люди, идущие в рай. Их встречает четырехкрылый ангел Серафим и "добрый вор", держащий в руке крест.


Воскрешение. Иисус в белых одеждах, окруженный ореолом, за руки поднимает из гробницы Адама и Еву. Справа стоят Авель и честные люди, слева - Яков, пророки и верующие. Под ногами Иисуса сломанные двери и замки ада, и связанный сторож.


Мария с младенцем.


Успение Богородицы. В центре изображения на высоком одре лежит Богородица, вокруг нее апостолы, церковные служители и женщины Иерусалима. В верхней части Христос с ребенком на руках, который символизирует душу Богородицы.


Благословляющий Иисус.


Мария с младенцем.


Святой Павел. Правой рукой благословляет, в левой - держит священную книгу.


Семь первых шагов Марии.


Любовь к Марии. Отец Иоким и Анна гладят Марию, сидящую между ними.


Иисус Вседержитель.

Турция, религия, историческое, музеи, христианство

Previous post Next post
Up