В Балаклаву мы ездили из Севастополя. Взяли первого попавшегося таксиста, стоявшего на площади Нахимова. Поездка туда обошлась нам в 450 рублей, обратно - в 400. ПОчему - не знаю :) Мы не торговались. Вообще можно доехать на автобусах и маршрутках с пересадкой - тогда это удовольствие обойдётся в 16 рублей на человека. (Одна поездка на общественном транспорте - 8 рублей. Не знаю, кто там рассказывает про подорожание транспорта. Похоже, они ожидали коммунизма и бесплатного проезда.)
Итак, Балаклава - маленький уютный, но скучноватый посёлок на берегу моря. Он чем-то напомнил посёлки Южного Крита - частные дома. несколько простых отелей, таверны... Делать здесь особо нечего. Для купания нужно выходить на лодке в море, либо идти по тропинке по горе на пляж. Говорят, что прогулка к пляжу не особенно утомительная и весьма живописна. На горе находится Генуэзская крепость. Мы к пляжу не пошли - вода была холодная. Что в Балаклаве не понравилось - какие-то заброшенные промзоны за глухими заборами. Всё это просто необходимо ликвидировать и построить отели и апартаменты.
Но главная достопримечательность Балаклавы - бывший секретный завод по ремонту подводных лодок, или Объект 825 ГТС (или К-825) в котором сейчас музей. Только ради этого стоит ехать в Балаклаву.
Это самый крупный военный объект планеты из рассекреченных военных объектов на планете. Завод был задуман Сталиным как сооружение противоатомной защиты первой категории. После бомбардировок Хиросимы и Нагасаки он решил защитить от нападения подводный флот, чтобы гарантировать нанесение ответного удара. Строительство подземного завода для ремонта и снаряжения субмарин началось уже после его смерти, в 1957 году, а завершилось в 1961-м.
Своеобразие Балаклавы состоит в уникальной длинной и глубокой бухте, по одну сторону которой на горе высятся живописные развалины средневековой генуэзской крепости Чембало, а по другую - поднимается гора Таврос. В ней и был сооружен целый подземный город. Его помещения были выдолблены в скале и покрыты железобетоном, толщина которого составляла 56 метров.
В случае угрозы прямого ядерного удара - а объект мог выдержать прямое попадание заряда мощностью до 100 килотонн - толстенные герметичные двери закрывались, и завод способен был самодостаточно существовать 3 года, вместив при этом 3000 человек - все тогдашнее население Балаклавы.
Автономная подача воздуха, мощные дизель-генераторы, топливные и водяные магистрали, подземные рельсовые пути давали возможность полностью изолировать объект от внешней среды. Здесь были прекрасно оборудованные командные пункты, хлебопекарни, склады для хранения продуктов и горюче-смазочных материалов, госпиталь, жилье для личного состава, столовые, кухни, ванные, душевые и даже комнаты отдыха.
С военной точки зрения "Объект 825 ГТС" представлял собой комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цехами для ремонта, складами для хранения торпедного и иного вооружения. Комбинированный водный подземный канал мог вместить 7 подводных лодок и при необходимости ремонтировать их. Его глубина достигает 8 метров, ширина - от 8 до 12м, а высота арки канала - 18 метров. Общая площадь всех помещений и ходов завода - 5100 кв. м, водной поверхности под землей - 3 тыс. кв. м. Длина канала - 380 метров, длина дока - 110 метров.
(информация частично взята здесь
http://gostyam.sebastopol.ua/BalZavPL.shtml)
Входной билет в музей стоит 150 рублей на взрослого. Детям и пенсионерам - бесплатно, студентам и школьникам - скидки.
отель
Рыбаки
Лодки и яхты на любой вкус. На них предлагают покатать всех желающих.
Завод-музей
Тоннель, по которому лодки заплывали на ремонт
Первый экспонат музея - маленькая двухместная субмарина. Сейчас такие уже не используются.
Канал, по которому проплывали лодки. Хорошо хоррор снимать на этом заводе.
Я как поклонник мрачных триллеров обожаю такие места :)
Снарядик
Это не кухонная плита...
Это вот что!
Этот стенд посвящён АПЛ "Курск", затонувшей в 2000 году.
А на выходе вот такие самолётики стоят
Музей продолжает расширяться, скоро откроют ещё один зал с новыми экспонатами.
Прощальный взгляд на Балаклаву...
Отбываем обратно в Севастополь.