когда я начал переводить Пасхальное послание Святейшего многие мои друзья спрашивали меня, зачем ты это делаешь? Кому надо и кому оно адресовано прочтут и поймут и на грузинском, ну а на русском то кому это надо. И все таки я решил сделать это, прежде всего для тех людей, кому не безразлична судьба Грузии, но которые не владеют грузинским языком. Заранее прошу прощения за неточности перевода в церковной части Послания. Многие уже цитируют и комментируют слова из послания Патриарха, но думаю, интересно прочесть его полностью.
Преосвященные архипастыри, всечестное пресвитерство и диаконство, боголюбивый монашеский чин и все верные чада церковные!
Христос Воскрес!
Этими словами обрадовал ангел на рассвете воскресенья пришедших на могилу Спасителя жен-мироносиц.
Христос Воскрес!
Радостно изумленные жены-мироносицы сообщили Благую весть апостолам
Христос воскрес!
Возвестили всему миру апостолы об этом Чуде из чудес, и мы, преисполненные великой радостью говорим сегодня: Христос Воскрес! Воистину воскрес!
Но, в чем главная причина нашего Праздника?
В том, что сокрушилась смерть и пали оковы адовы, в том, что закончился вечный плен смерти над преставленными и Христос открыл дверь истинной вечной жизни всем.
Поэтому, с тех пор мы не боимся смерти и знаем, что наступит час, в который мы, как и другие православные восстанем из могил и не умрем никогда.
Кто-нибудь скажет: Как воскреснут мертвые? Ответ на этот вопрос мы находим у апостола Павла: «Неужто неведомо тебе, что, то, что ты сеешь, не будет жить, если не умрет? Так же и при воскрешении из мертвых: сеется в разложении, воскреснет в целости, сеется в унижении, воскреснет в величии, сеется в бессилии, воскреснет в силе, сеется тело земное, воскреснет тела духовное (1 Галат.15, 35-36, 42-44)
Сегодняшний светлый праздник подтверждение нашего грядущего Воскрешения.
Мы должны помнить, что приют праведных душ в Небесной, Торжествующей Церкви, а общность православных, живущих на Земле - Церковь Борющаяся.
Церковь Торжествующая и Борющаяся две части единого тела Христова, которые связаны между собой божественной благодатью Спасителя.
С душами умерших нас связывают молитвы, также как души праведников и после продолжают свою подвижничество перед Господом за борющуюся Церковь, за всех нас. Ближе всех к Пресвятой Троице стоит Владычица наша Пресвятая Богородица, и благословен народ наш, находящийся под особым покровительством Пресвятой Богородицы.
Вспомним о том, что еврейскому народу потребовалось 40 лет, чтобы достичь земли обетованной, и это несмотря на то, что с ними были Моисей и Аарон.
Да, точно так же как без труда и жертвенности даже богоизбранный народ ветхозаветного Израиля не сумел попасть на землю обетованную, так и человек не попадет в Царство Божие без труда и жертвенности, кем бы он не был.
Мы говорим: с нами Бог, и это действительно так, но для того, чтобы нам быть с Господом, нужно жить праведно. Мы говорим: Иверия удел Пресвятой Богородицы, но для того, чтобы быть достойными этого необходимо жить соответствующей духовной жизнью.
И евреи годились тем, что они потомки Авраама перед Спасителем. Спаситель же ответил им, что быть потомками Авраама и пророков, значит исполнять дела их, то есть состоит именно в жизни, а не в генетическом родстве, так как и убийцы пророков были потомками Авраама.
Как нам понять, правильно ли мы живем? У человека должно быть реальное ощущение того, что он прав перед Родиной, близкими и самим собой.
Что же касается взаимоотношений человека с Господом, по отношению к Нему не правых, так как даже святые небезгрешны. Человек может быть оправдан только искренним раскаянием и милостью Божьей. Да, только покаянием и исповедью мы можем одолеть, искупить грехи наши и достичь того, о чем говорит пророк Давид « Блажен тот, кого не погубили грехи его» (Псалтырь)
Правда и то, что взаимоотношения человека с Богом всегда индивидуальны, но для общества всегда имело значение и имеет значение сейчас вопрос насколько власть близка или далека от Господа.
Для примера приведу один из тяжелейших эпизодов нашей истории, когда в XVII веке правили два царя - Ростом хан и Теймураз I.
Ростом отказался от христианства и собрал вокруг себя себе подобных, точно также поступали и его подданные. Именно в те времена грех и кощунство, соддомитство и прочие мерзости захлестнули страну. В то же время тот, кто жил во грехе особо ценился царем, а те кому грех был противен преследовались.
Двадцати шести летнее правление Ростом хана привело страну на грань духовного уничтожения, но народ сумел найти в себе силы для преодоления этой напасти. Одной из причин этого, было то обстоятельство, что именно в этот период царствовал Теймураз I.
Его мать, святая великомученица Кетеван, оставшаяся верной своей стране и вере, была казнена шахом Аббасом. У нее остались трое малолетних детей, двое мальчиков и девочка, старший сын Давид погиб за Родину еще до казни матери. Гонимому врагом Теймуразу неоднократно приходилось оставлять пределы Родины, но он не смирялся, и при первой же возможности возвращался для того, чтобы словом и делом продолжить свое служение стране.
В возрасте 71 года Теймураз принял монашеский постриг. Последнее испытание во славу христианства он принял в Персии, заключенный в темницу, где и закончил свой земной путь. Его жизнь пример служения, служения Господу, своей стране и своему народу. Это признавали не только те, кто разделял его взгляды, но и враги. «Многие из татар (мусульман) приходили и зажигали свечи.... и говорили, только такая мать могла родить такого человека» - писал царь Арчил.
Прошлое учит нас как жить сегодня и завтра.
Сейчас к вопросу о том, что значит любить Родину с точки зрения христианина.
Каждый из нас должен стараться максимально хорошо делать то дело, которым он занимается, в этом и заключается суть служения. Больше всего прав и соответственно ответственности лежит на власти. Именно власть обязана наряду с обеспечением безопасности страны, обеспечить защиту и развитие основных духовных и национальных ценностей народа. А потом решать насущные вопросы социально-экономического развития, проблем здравоохранения, образования и так далее.
Благополучие страны во многом зависит и от добрых взаимоотношений с соседями. Мы обязательно должны углубить связи со всеми нашими соседями, на диалог культур, обмен духовными, научными и материальными ценностями, неизбежно станет фундаментом для решения других, гораздо более сложных вопросов.
В целом, государство должно развиваться, и главной основой этого развития должны быть не внешние геополитические факторы, а национальные интересы. Примат данных интересов должны осознавать все, правительство, политические партии, неправительственные организации, рядовые граждане.
Нам необходимо защитить нашу индивидуальность, для того, чтобы не стать слепым оружием для исполнения чужих целей. Это гарантия существования и развития любого государства.
Из вышеперечисленных факторов особо важное значение имеет развитие бизнес сектора и формирование сильного среднего класса.
К величайшему сожалению, подавляющее большинство наших граждан, по объективным или субъективным причинам, вынуждено бороться за выживание на грани бедности, и это при том, что у Грузии есть огромный потенциал для развития экономики, и особенно малого и среднего бизнеса. В качестве примера можно привести создание хозяйств экологически чистых продуктов, которые вполне могли бы принести большую выгоду стране, при условии помощи со стороны государства в виде субсидий и долгосрочных кредитов.
Хотелось бы предложить нашим властям еще одну инициативу: как известно, глобальный экономический кризис тяжело отразился на грузинском бизнесе и на населении вообще. Абсолютно очевидно, что сегодня необходимы действенные меры для преодоления последствий кризиса. Решение о сокращении налогов в 2009 году правильное и своевременное, но, наверное, крайне полезным было бы объявление налоговой амнистии, которая освободила бы всех предпринимателей от тяжелого бремени штрафов и санкций.
Осуществление налоговой амнистии не только серьезно облегчит положение предпринимателей и рядовых граждан, но стимулирует экономическую активность в стране.
В целом же, насколько бы тяжелой не была ситуация, ни в коем случае нельзя поддаваться греху уныния, так как испытания даются Господом как отдельным личностям, так и всему народу, для укрепления в вере и отказа от ложного пути.
Чаще всего именно для этого допускал Господь наши испытания и в прошлом. Так обстоит дело и сегодня. Естественно, все в наших руках. Как уже было сказано выше, на каждом из нас лежит своя доля ответственности за судьбу страны, поэтому каждый должен исправлять свои ошибки сам.
Наше отношение к ближнему должно всегда быть соотнесено со словами из Евангелия: « Так относитесь к ближнему своему, как бы вам хотелось, чтобы относились к вам» (от Матфея Святое Повествование, 7,12)
Какое простое правило, но в то же время сколь точное! Вот о чем нам необходимо помнить всегда. Необходимо, чтобы эти слова вошли в наше сердце и стали императивом поведения. Необходимо постараться не быть равнодушными к несправедливостям.
Что же касается отношения к врагу, существуют четыре ступени развития: первая - достойный ответ врагу (ветхозаветное «зуб за зуб», не приемлемое в Новом Завете), вторая - в ответ на причиненную боль не отвечаешь тем же, но проклинаешь врага, третья - смиренно переносишь оскорбление, четвертое - несправедливость, причиненную тебе воспринимаешь как воздаяние за грехи свои, с благодарностью принимаешь от Создателя чашу сию и внутри себя возрадуешься этому. Задумайтесь, на какой ступени находитесь вы, и это будет ответом на вопрос - какой вы христианин. «Любите врагов своих» учит нас Создатель. Для тех же, кто не понимает или не принимает слова Создателя, апостол Павел пишет: «Молитесь за врагов своих и не проклинайте их. Этим вы собираете угли горящие на голову их, Господь справедлив и всем воздастся по делам их. Тот, кто унижает нас (и вообще любое зло) не окажется безнаказанным, но только это дело не наших рук, а рук Господа»
«Будьте подобно пчелам - учит нас Паис Афонский - которые видят только цветы и собирают сладость, не уподобляйтесь мухам, которые питаются мусором и нечистотами».
Конечно, творить Правду и служить Правде первоочередной долг каждого христианина. Благодать Божия сходит только на праведных, нет и не может быть ее у людей, живущих неправдами. Впрочем, иногда бывает итак, что идущие путем неправды выглядят успешными. Это временно, Правда в конечном итоге обязательно восторжествует. Помните порой внешнее благополучие более опасно, нежели несчастья, и наоборот, несчастье порой может принести больше пользы, нежели благополучие. Утомленное невзгодами последних двадцати лет наше население часто жалуется - Где правда? Стоило ли появляться на свет в этом несправедливом мире? Почему именно я так страдаю? И впадает этим в великий грех, и это тоже результат маловерия, неправильной жизни и неверных мыслей.
Ведь Господь никогда не дает человеку крест тяжелее того, чем он мог бы вынести. На все события, случающиеся с нами необходимо смотреть с точки зрения духовности. Неужто во все времена люди не знали, что все проходит, проходит молодость и красота, здоровье и болезнь, богатство и нищета, величие, должности, да и сама жизнь.
Стоит ли беспокоиться и печалиться о том, что есть сегодня и чего не будет завтра.
Если мы хотим настоящего благополучия, к тому же вечного, необходимо искать Царство Божие, то есть жить по заветам Господа нашего, так как «Царство Божие не в яствах или питии, а в правде, в мире и в радости Духа Святого» (Римлянам, 14,7) Будем же помнить об этом.
Мои возлюбленные дети, сыновья и дочери Иверии, удела Пресвятой Богоматери, кахетинцы и абхазы, аджарцы и тушинцы, хевсуры и сваны, осетины и горцы, мегрелы, гурийцы, жители Самачабло и Самцхе-Джавахети, соотечественники, возлюбите же Правду и Мир, сбросьте с себя ваши прегрешения и служите Истине, «дабы исполнилась Правда веры Христовой» (послание Римлянам, 8,4)
Разрушивший врата адовы, вознесший на небеса в неземном сиянии Спаситель призывает нас, чтобы мы подобно кедру ливанскому выросли под его Благодатью.
Христос воскресе!
Воистину Воскресе!
С любовью, молящийся за вас,
Илиа II
Католикос- Патриарх всея Грузии