Предлагаю ознакомиться с данными постами, которые посвящены поэтическому творчеству (и не только):
Понять, или...п(р)оняться?Знак? Нет, магема!На входе и на выходеЕсть ли у поэзии национальность? В связи с ними, делюсь некоторыми размышлениями, которые свалены в кучу, по мере прихождения в голову.
(
дальше... )
Идея погружения в первозданную первичность, которую поэт переплавляет в что-то свое, упирается, на мой взгляд в определенную трудность связанную с иллюзией временнОй перспективы. Мы живем в своем настоящем, с более-менее устоявшимся языком, скованным реалиями, традициями и всякой текущей банальностью и посредственностью. И по контрасту верим - когда-то давно, когда нас еще не выгнали из рая, была богатая и полноценная речь, и теперь только поэты с трудом припоминают ее. Но и тыщу и две тыщи лет назад язык был также самодостаточен и также скован, напичкан штампами, бытовщиной, канцелярщиной (в тогдашнем понимании), политкорректностью (тоже тогдашней), матом-перематом и т.п. Конечно, если двигаться дальше в глубь, то можно докопаться до макак; их может ниоткуда не выгоняля, но у них и ничего нет, значит где-то все должно начаться, но, боюсь, оно так вот и начиналось, с того состяния, что и сейчас в наличии. И как сейчас, так и в далекое время поэты в немоте вглядывались за райские врата...
Мне представляется, что таинственная первозданная стихия всегда здесь, в той самой речи и в том языке, которые уже под рукой. Этимологические розыски и, рассуждения о происхождении слов, о их взаимосвязи, также как и анализ развития грамматических форм, забытые падежи, исчезнувшие речевые практики - уже все это обладает притягательностью тайны и само намекает о присутствии стихии. Исчезновение и угасание не кажутся окончательными, а свзяи остаются до поры рассеянными повсюду в современной речи. Поэт натыкается на такую связь, и "активирует" ее, делает доступной. Только она не вписывается в привычные речевые схемы, поэтому кажется какой-то необъяснимой магией, колдовством и завораживает. Для самого поэта это открывает новые возможности; однажды отведав этого колдовства, оторваться от него невозможно.
Reply
При всем том, во-первых, в архаические времена наряду со знаковой функцией не менее, а может, и более широкое хождение имели и другие. Прежде всего магическая. Нацеленная, в отличие от первой, не на сообщение, а на ЗОВ.
Во-вторых, «припоминается» поэзией не какой-то «золотой век», а самое НАЧАЛО бытия-человеком, что эквивалентно рождению языка.
"Стихотворение и есть…речь, обращенная на себя…вслушивающаяся, вдумывающаяся в само событие изречения…в тайну рождения слова. Происхождение языка, которое надеются извлечь из незапамятных времен с помощью всемогущей эволюции…содержится поэзией…Она, повествуя обо всем на свете, превращает это все в повествование об этом: о первоназывании, о первообращении, о первооткровении". (А.Ахутин http://ec-dejavu.ru/c-2/Cultural_studies.html)
А что такое "первоназывание"? Неспроста у него общий корень опять же со словом "зов". Быть может, с зова-то и началась вообще всякая речь. Не происходят ли на-звания вещей от того, как они на обращенный к ним зов первочеловека от-зываются?
С Новым годом Вас!
Reply
Если этот первичный зов как-то свзан с поэтическим зовом, который, может быть, заставляет проигрывать в душе слушателя поэзии (ну или самого поэта) это изначальное человеческое движение, прежде которого была одна лишь физиология. И, надо добавить, в котором сложившиеся языковые конвенции и речевые практики не имеют значения.
И Вас тоже с наступившим Новым годом!
Reply
Reply
Leave a comment