«Балет Большого театра отличается от других. Весьма отличается. И он отличается по трем особым и связанным друг с другом причинам. Он русский. Он советский. И его художественным руководителем является Юрий Григорович. Однако есть и другие аспекты, которые просматриваются в его балете Большого театра нового стиля. Они вызваны и его собственным гением (потому что он, я думаю, великий хореограф), и его особой исторической миссией сближения ленинградской школы балета и московской».
Американский балетный критик Клайв Барнс
Сегодня исполняется 90 лет великому хореографу - Юрию Николаевичу Григоровичу.
Юрий Николаевич - советский российский хореограф, балетмейстер, артист балета, педагог и публицист. Учился в Ленинградском хореографическом училище. В 1947 году был принят в труппу Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне Мариинский театр), где вплоть до 1961 года оставался его солистом. В 1961-1964 годах - балетмейстер этого театра. Сочинять танцы начал еще в юношеском возрасте в балетной студии ленинградского Дворца культуры имени А. М.Горького. Первыми же постановками в театре им. С.М. Кирова стали «Каменный цветок» (1957 г. ) и «Легенда о любви» (1961 г. ). Оба эти спектакля сыграли важную роль в становлении мастера. В 1964 году Юрий Григорович стал главным балетмейстером Большого театра. Великий хореограф более 30-ти лет возглавлял балетную труппу. За эти годы для главной сцены страны им были созданы 9 оригинальных спектаклей и 9 реконструкций балетов. Юрий Николаевич стал для артистов гениальным творцом и любимым руководителем, о котором они отзываются с теплотой и искренностью.
«Юрий Николаевич для меня очень близкий и дорогой человек, к тому же балетмейстер, чьё творчество я люблю и чту. Для меня как для артиста и зрителя не существует спектакля лучше, чем поставленный под руководством Григоровича «Щелкунчик». Для меня это настоящая сказка. Было большим счастьем его исполнить».
Николай Цискаридзе
Юрий Григорович и Николай Цискаридзе. "Лебединое озеро" ред. Ю. Григоровича
«Нам, артистам, всегда интересно исполнять партии в балетах Григоровича, потому что это - настоящие роли. И каждый артист чувствует себя значимым, тем, без кого не произойдет рождение целого спектакля».
Светлана Захарова
Юрий Григорович и Светлана Захарова
Год назад на экраны телевизоров вышел документальный фильм «Юрий Григорович. Золотой век». Пересмотрев его ещё раз, я имела возможность снова убедиться, что благодаря таланту Юрия Николаевича искусство русского балета находится на самом пике своего золотого века. На постановках Ю. Григоровича выросли несколько поколений артистов и зрителей. И я преклоняюсь перед талантом художника, создавшего легендарные шедевры! Каждый из них - синтез танца, музыки и драматургии. Балеты Юрия Николаевича наполнены высокими и сложными поддержками, красотой и чёткостью линий рисунка танца, эмоциональностью и красочностью.
Вот как отзывалась о Юрии Григоровиче Галина Уланова:
«Когда в 1944 г. я переезжала из родного Ленинграда в Москву, будущий балетмейстер Юрий Григорович ещё не окончил хореографическое училище… Спустя время, ленинградцы - Театр имени Кирова - приехали на гастроли в Москву, и я увидела его «Легенду о любви». Балет, который на многие годы предсказал всю философскую, гражданскую позицию тогда молодого, но уже безгранично талантливого балетмейстера Юрия Николаевича Григоровича. Долго ходила я под впечатлением «Легенды», жалела, что уже не танцую...»
Галина Уланова (слева) с Николаем Цискаридзе и Юрием Григоровичем
В постановках Юрия Григоровича артисту предоставляется возможность во всей полноте показать свою индивидуальность. Танцовщик демонстрирует зрителю как свою блестящую технику, так и своё внутреннее "я". Хореограф находит для артиста свой рисунок, отличающийся выразительностью образа и логикой. Танцевальная партия соединяется с драматической ролью.
В день рождения Мастера предлагаю читателю посмотреть несколько спектаклей. А в конце публикации вы увидите фильм 2015 года «Юрий Григорович. Золотой век».
Click to view
Балет «Иван Грозный», 1977 г.
Я не случайно поставила именно этот спектакль первым. Он для меня один из самых любимых (кстати, Андрис Лиепа тоже очень любит этот балет). Здесь отражена история русской земли и основные периоды жизни Ивана IV в первые годы его царствования. Восход и первые победы (взятие Казани), любовь и её трагедия, гибель первой жены - царицы Анастасии, заговор и предательство. В этой постановке Юрий Григорович вывел мужскую партию на первый план, сделал её экспрессивной, мощной, драматически сложной. Музыка С. Прокофьева усиливает накал и делает танец эмоционально напряжённым. Запись 1977 года выбрала для читателя потому, что она уникальна. Главные партии исполняют Владимир Васильев (Иван Грозный), Людмила Семеняка (Анастасия), Борис Акимов (князь Курбский). В начале немного об этой постановке рассказывает Николай Цискаридзе. Очень интересно, советую послушать. Кстати, в феврале иду в Большой театр на «Ивана Грозного»! Просто счастлива.)))
Click to view
Балет «Спартак». Большой театр на сцене Парижской оперы.
Click to view
Балет «Щелкунчик», 1989 г.
Click to view
Николай Цискаридзе о балете «Щелкунчик» (видео с фрагментами, где партию Щелкунчика исполняет Николай).
Click to view
Балет «Каменный цветок». Театр балета Юрия Григоровича. Краснодар
Click to view
Балет «Золотой век», 1983 г.
You can watch this video on www.livejournal.com
Юрий Григорович. Золотой век. Документальный фильм
wikipediayoutube.comЛегендарный ГригоровичЦискаридзе назвал спектакли Григоровича сказочными постановкамиБольшой театр. Юрий Григорович