Следи глазами за моей игрой!
Волшебный танец исполняют руки,
И рукоятью - жест перед собой -
Закрою веер в знак моей разлуки...
Почему вдруг - про веер? Виной всему стихи. Пройти не смогла мимо них. От ритмичных строчек повеяло ароматом французских духов, красивыми и плавными движениями, волнующим и чувственным разговором без слов... Тонкая рука в кружевной перчатке, взмах ресниц, танец веера. Захотелось заглянуть в истории, которые скрывает эта хрупкая штучка, которая пережила не одно тысячелетие и используется даже сейчас, в век кондиционеров.
Обыкновенно веер связывают с балами, маскарадами, с торжественными приемами. Между тем он принадлежит к числу первых бытовых предметов, вошедших в обиход человека. Веера-опахала появились за много тысячелетий до нашей эры в странах с жарким тропическим климатом. По сути, это были ветки, листья деревьев или пучок перьев, с помощью которых люди защищались от мух и других насекомых. С начала второго тысячелетия до нашей эры опахало уже известно в Китае и Японии, где оно было важнейшим предметом быта, атрибутом царского достоинства. Им приветствовали друг друга. Опахало с изображением восходящего серебряного солнца служило символом военной власти. "Ах, как это скучно и неприлично," - скажете вы, восседая на софе и обмахиваясь веером, - "какие-то насекомые и ветки! Мой веер с самого Парижу привезён!"
Веер "plie":"Анютины глазки и нить Ариадны", Франция, 1890-е гг. Газ, гуашь, белила, кружева, дерево, белый лак, резьба, гравировка, золотая краска.
Веер "brize": "Рыбалка у мостика", Kanton (Китай) 1830-е гг. Рог, золотая краска, гуашь, белила, шёлк.
Мне понравилась другая, более романтичная, как сам предмет изучения, версия. В жену бога любви Эроса - Психею влюбился бог западного ветра Эол. Во время отсутствия Эроса Эол проник в комнату к спящей Психее и стал ее целовать. Вернувшийся Эрос в гневе оторвал крыло у соперника. От шума проснулась Психея. Взяв трофей мужа, она кокетливо стала им обмахиваться. Так, по греческому преданию, появилось первое опахало. Благодаря росписям на античных вазах мы знаем, как выглядело греческое опахало - рапидион. Как правило, оно было из листьев платана, миртовых ветвей или плетеное. К V веку до нашей эры гречанки предпочитали рапидион из перьев павлина.
Когда б владел я целым миром,
Хотел бы веером сим быть;
Всех прохлаждал бы я зефиром
И был бы всей вселенной щит;
А ты, махаясь, Хлоя, мною,
От жара сильного дыша,
Как солнце бы цвела красою,
Моей быв тенью хороша.
Гавриил Державин "Веер", 1799 г.
Не собираясь утомлять вас всей многогранной историей веера, всё же расскажу немного о том, что удивило и увлекло меня саму.
Так же, как и в Европе, в России бытовали опахала двух видов - перьевое и с покрышкой. Изготовляли их в Москве в Государевой Оружейной палате. Но были и привозные, большей частью из Византии, как подарки. Царица Наталья Кирилловна, мать Петра I, имела опахало "перейное, черное черен яшмовый, а в золоте, в гнездышках камешки червчаты, яхонты и лалы и изумруды". Его прислал в дар патриарх византийский. Опахалами пользовались как женщины, так и мужчины. При аресте Василия Голицына в описи его имущества числилось "опахало атлас алый, рукоять деревянная".
С изменением образа жизни при Петре I, с заменой русского платья на европейское веер в руках женщины становится орудием грациозного кокетства. Опытные кокетки знают, "сколько раз можно махнуть веером так, чтобы от сего косыночка, закрывающая их грудь, приняла то прелестное положение, при котором вопреки булавок видима бы быть могла восхищающая беспорядочность" ("Сатирический журнал" за 1790 год). Живой и образный веерный язык в России называли "маханием". Махаться - означало кокетничать. "Я знаю, что она глазеет на Таларикина. Я знаю, что у них великое махание; только мне кажется, что он в болванчики ей не годится" ("Именины госпожи Ворчалкиной". Сочинение императрицы Екатерины II. СПб., издание А. Маркса, 1893).
Излюбленным местом встреч московских и петербургских щеголей XVIII столетия были торговые ряды. Веер и тут необходим: на нем писали записочки: "Явись, суровая, явись хотя б в ряды, там учини конец моей любви".
Веер "plie": "Галантная беседа". Франция, 1890-е гг. Шёлк, гуашь, белила, блёстки, слоновая кость, резьба, гравировка, масло.
Веер "brize". Россия, начало 20 в. Пластмасса, лента, шёлк, шлифовка.
Обратите внимание на материалы, из которых выполнены веера. Специально под двумя фотографиями перечислила. Разнообразие и тонкость работы поражают. Их можно рассматривать очень долго, как картины, как сложные произведения искусства. Очень интересно!
Русский флот в 1770 году нанес сокрушительное поражение туркам в Чесменской бухте. В Эрмитаже хранится веер, посвященный этой победе, заказанный графом Орловым-Чесменским и подаренный Екатерине II. В нежно-бирюзовых тонах изображены на море два русских корабля, на суше видно русское войско. Живопись выполнена Г. Козловым. Превосходная золотая оправа с головками греков и их доспехами в крошечных медальонах, над которой трудился ювелир И. Адор, относится к числу лучших ювелирных изделий XVIII столетия.
Очень интересная информация о знаменитых веерах российского дизайна. Кроме обычных вееров существовали театральные и каминные опахала. Театральным опахалом с плоским экраном и деревянной ручкой пользовались и зрители, и актеры. Для первых это были своего рода сувениры. На одной стороне экрана изображались сцены из спектакля, на другой - отрывки из пьес, арии или программы представлений. Актеры использовали опахала по прямому назначению, но часто на них писали трудно запоминаемые тексты. Несколько таких опахал, принадлежавших графам Шереметевым, передал в дар Останкинскому музею В. П. Шереметев, праправнук актрисы - графини П. И. Жемчуговой-Шереметевой.
В России в домах и дворцах каминные опахала служили сидящим у камина защитой от жара, для навевания прохлады. По дворцовой описи 1785 года, были они бумажные, на живописный манер печатные "с ручкою деревянной, у сей ручки половина вызолочена". Каминные опахала имелись и в Останкинском дворце.
В XIX веке правила хорошего тона рекомендовали дамам иметь веер в зависимости от возраста и положения. Вдовам в первые дни траура полагался черный веер, затем фиолетовый. Девушкам рекомендовалось пользоваться одноцветным - белым, голубым, розовым и без украшений. Веер был одним из немногих сувениров, который девица могла принять от кавалера.
Соскальзывая к бездорожью
По воле Грезы-госпожи,
Крыло мое невинной ложью
В руке счастливой удержи.
Прохлада пленных дуновений
Опять витает над тобой,
И с каждым взмахом дерзновенней
Раздвинут купол голубой.
То опускаясь, то взлетая,
Весь мир, как поцелуй, дрожит,
Не вырастая и не тая,
Он сам себе принадлежит.
Задумайся о счастье кратком,
Когда, таимый ото всех,
По сомкнутым сбегает складкам,
От края губ, твой робкий смех.
На землю розовое лето
Закатным скипетром легло,
Так в тихом пламени браслета
Недвижно белое крыло.
Стефан Малларме "Ещё веер дочери".
Соблюдая правила, хозяйка дома должна держать веер на столике в гостиной. Постепенно веер из дворянского обихода проникает в быт купцов и мещан. Демократические идеи в искусстве середины XIX века оказали влияние на оформление веера. Взамен сентиментальных сцен в веерной живописи появляются жанровые сцены из жизни народа.
XIX век практически ничего нового в веерное искусство не принес. Веер утратил то значение, какое он имел в XVIII столетии. Для его изготовления вместо черепахи и кости начали применять новый в то время материал - целлюлозу, что удешевило стоимость изделия. Теперь веер не имел ни художественной, ни ювелирной ценности. При нужде в деньгах его нельзя было заложить в банк. Зато стало модным заказывать веера к определенному костюму, к какой-либо дате или событию, выполнять на верхней пластинке остова инициалы, вензеля и даже гербы.
Веера стиля модерн (конец XIX - начало ХХ века) отличались необычайной фантазией, вкусом, изяществом. Делали их из страусовых перьев, с перламутровым или черепаховым остовом. По существу, это была лебединая песня веера. Прошли те времена, когда им выражали чувства, когда его воспевали поэты.
Так считает многоуважаемый журнал
"Наука и жизнь" (откуда я частично взяла информацию). А я увидела на выставке современные стихи о веере. Не забыли поэты сей романтичный предмет! И стихи, хоть и современные по слогу, но всё о том же...
Искусство веера - признание в любви,
Без слов и писем - дуновеньем ветра,
Сияньем глаз, изгибами брови,
Отточено в веках до миллиметра...
Раскрытый веер - "я тебя люблю",
Полураскрыт, опущен - "невозможно",
С наклоном головы - "благодарю",
Закрытый - "я в сомненье, осторожно"...
Следи глазами за моей игрой!
Волшебный танец исполняют руки,
И рукоятью - жест перед собой -
Закрою веер в знак моей разлуки...
Марина Бойкова "Открою веер чёрный с серебром."
В процессе подготовки рассказа столько прекрасных постов нашла я на разных ресурсах.
Вот,
вот и
вот. Нет! Эта легкомысленная на первый взгляд вещичка - не пережиток прошлого. Веер - это не только предмет, способный украсить экспозицию любого музея. Пусть реже, но он используется и в наше время.
Конечно, я должна рассказать о месте, где со мной поделились этими чудесными стихами. Я увидела выставку вееров в самом настоящем замке в красивом городе с прекрасным именем - Мир. Это в Беларуси.
Мирский замок.
Внутренний двор.
Осмотр экспозиции.