Эти размышления о жизни навеяны удивительной живописью Нико Пиросманишвили, а также рассказом о нем Маши
masya_77
http://gela-guralia.livejournal.com/52275.html(название работы появляется при наведении на нее мышки)
Люди (и художники, конечно, тоже) по-разному видят мир. Одни видят красоту в воздушности чувств, движении жизни, неуловимости взаимоотношений - в динамике в общем. А другие как «фотографы» запечатлевают определенные одномоментные состояния наиболее гармоничные или, наоборот, наиболее пронзительные.
У Пиросмани статика, как и отмечают его биографы и исследователи творческого наследия. Причем портреты, пейзажи, даже натюрморты написаны как бы в одном ключе и дают общее настроение. Вот это удивительное задумчивое и немного грустное настроение меня не отпускало после знакомства с его работами, и хотелось понять, какое же свое состояние он в них отразил. И кажется, ответ я для себя нашла.
Мы, говоря о том или ином человеке или животном (а в некотором смысле даже и о растении) даем оценку его силе, выносливости, ловкости, уму… Мы привыкли, что все живое обладает этими качествами в той или иной мере. И лишь постепенно, с опытом нам открывается другая сторона «медали» - наша ничтожность и незащищенность перед мощью природы (или перед высшими силами). Если преимущества у каждого свои и выражены в разной степени, то слабы мы все одинаково. Обнаруживая в себе это, человек утрачивает иллюзии на свой счет, перестает изображать и просто смотрит на мир и на себя в нем, принимая все как есть. И вот это понимание, можно сказать, познание самого себя является приобретением в жизни через страдания и переживания, вызванные теми или иными трудностями.
Глядя на человека, мы интуитивно улавливаем, обрел человек себя или еще на пути. Поэтому, когда мы видим, например, бабулечку «божьего одуванчика» на скамеечке, много повидавшую на своем веку, или крестьянина, бурлака на картинах Репина, Крамского…, измученных тяжким трудом, вояку бывалого или человека, потрясенного какими-либо сильными переживаниями, мы в их глазах интуитивно улавливаем правду жизни без прикрас и иллюзий. Они особенно смотрят, как бы транслируя нам свое знание. И чувство незащищенности, стоящее за этим знанием, пронзает нас! Это чувство как бы всплывает из глубин души, где всю жизнь хранилось со времен младенца в колыбели. Кому-то это состояние не нравится (они еще слишком самоуверены), и отойдя в сторону их жизнь продолжается до поры без изменений. Другие, знакомые с этим состоянием, чувствуют родственность душ и испытывают свои внутренние переживания и благодарность судьбе за все те трудности на пути, позволившие обрести себя. А творческие люди, и художники в частности, могут это состояние еще и передать.
Вот и Пиросмани, можно сказать, рассказывает нам, как сквозь боль своих переживаний он обрел понимание мира и сути вещей (насколько это вообще возможно). И мы видим, как черный высвечивает в прекрасных мягких красках и формах поразившие его образы, как он с нежностью и любовью к ним относится, и как он глубоко связан с ними простой и единой для всех формулой присутствия в мире - "Я есмь".