В рамках нашей темы о культуре Грузии нельзя не рассказать об этом замечательном, уникальном художнике.
Пиросмани (Пиросманишвили) Нико (1862-1918) - грузинский художник. Легенда гласит, что, когда грузинский художник Нико Пиросмани полюбил актрису Маргариту, он продал свою лавку, продал все, что у него было, чтобы купить для нее целое море цветов... Да-да, именно об этом художнике в наше время родилась и вот уже более десяти лет вместе с Аллой Пугачевой поется песня "Миллион алых роз..."
Однако сам Пиросмани цветом любви называл белый. И созданный им трогательный в своей правдивой простоте, написанный, как и большинство его работ, маслом на клеенке портрет актрисы Маргариты - это диалог белого с цветами надежды и жизни. Маргарита вся в белом и цветы в руках у нее белые. И она так чиста и добра, что даже птицы не боятся касаться ее своими крыльями.
Искушенный зритель легко найдет в картинах Пиросмани много "орфографических ошибок". Он не придерживался никаких правил ни в построении композиции, ни в разработке колорита. Но во всех работах гениального грузинского художника-самоучки есть необычайная притягательность, они завораживают.
Пиросмани, как многие художники древности, не боялся говорить языком живописи о тайнах бытия, о сопричастности человека великому космическому целому. Он самозабвенно утверждал высокие нравственные идеалы.
Родился Николай Асланович Пиросманашвили в 1862 году в селе Мирзаани, которое находится в Восточной Грузии (Кахетия), в семье крестьян. Он рано осиротел, и его взяли на воспитание зажиточные тифлисские армяне Калантаровы.
Вынужденный с детства зарабатывать себе на жизнь, он не смог получить специального художественного образования. Первые живописные навыки получил у художников-странников, которые расписывали вывески лавок и кабачков.
Когда Нико подрос, он сначала пробовал основать вместе с товарищем мастерскую по изготовлению вывесок, потом работал тормозным кондуктором на железной дороге, торговал в лавке.
Однако в начале нового, XX века он стал бродячим художником, начал рисовать картины, вывески для столовых, лавочек, булочных, трактиров и винных погребов. Он расписывал и рисовал на черной клеенке свои неповторимые, полные загадочной прелести картины, которые за небольшую плату продавал в бедных кварталах на левом берегу Куры.
Посмотреть на Яндекс.Фотках В начале XX века стены почти всех тифлисских погребов были разукрашены кистью Пиросмани. А в жизни он был очень одинок, его считали человеком "не от мира сего". Вскоре он к тому же пристрастился в алкоголю. В начала 1918 года большинство тифлисских духанов было закрыто, и Пиросмани остался практически без средств к существованию. В пасхальную неделю 5 мая того же года он умер в полном одиночестве.
Открыли Пиросмани в 1912 году молодые художники Кирилл и Илья Зданевичи. Зайдя в трактир "Варяг" они были покорены висевшими там картинами и захотели познакомиться с их автором. В 1913 году работы Пиросмани появились на московской выставке неопримитивистов "Мишень" на которой экспонировались произведения М.Ларионова, М. Шагала, Н. Гончаровой. С начала 20-х годов слава Пиросмани начала расти год от года. Теперь его знают во всем мире.
Из более чем двух тысяч работ Пиросмани сохранилось не более трехсот. Не уцелело ни одной его стенной росписи.
Большинство из сохранившихся работ - изображения людей и животных. Пиросмани, хотя и жил в Тифлисе, с большим наслаждением писал природу, соотнося, гармонизируя с ней все свои образы. Его персонажи кажутся внешне спокойными, но все они полны внутреннего драматизма, это не просто конкретные образы, а типы - дворник, повар, шарманщик, крестьянин с детьми, ортачальские красавицы. Все они как будто позируют перед фотокамерой. Композиции Пиросмани очень четкие и статичные. Колорит строг и сдержан. А цвета часто приобретают символическое звучание.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках Особое место в творчестве Пиросмани занимают образы животных. Иногда они более одухотворены и индивидуальны, чем образы людей.
Художники заметили, что у животных Пиросмани человеческие глаза. Благородные олени, львы, нежный верблюд и кроткая лань - все они воплощают не только родство животных и людей, но и их полудемоническую, полубожественную природу.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках Столовые-духаны, как правило, украшались натюрмортами и сценами так называемых "кутежей" которые строились по одной, похожей на композицию "Тайной вечери" схеме. За покрытым скатертью столом лицом и боком к зрителям сидят пирующие - люди разных сословий. На столе - вертикали бутылок чередуются с дугами хлеба шоти и горизонтальными штрихами блюд с курицей, рыбой, овощами. Бурдюк с вином лежит перед столом. В этих "кутежах" - воплощенная Пиросмани идея единения.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках Искусствоведы отмечали, что образы Пиросмани не только отличаются внутренним единством, но и пластической целостностью. Создается впечатление, что для каждого элемента натуры он создает своеобразные пластические формулы. Например, длинный мазок - это струя воды, кольцо - это блюдо, золотой кружок - виноградина.
Живопись Пиросмани строится на цветовых и световых контрастах. Движение от темных к более светлым краскам и пробелам создает эффект открытия сущности вещей, заложенной в них духовной энергии. Черный цвет фона у Пиросмани не воспринимается как цвет зла. Это, скорее, та непостижимая глубина, бездна, откуда рождается и куда после смерти исчезает все живое, чтобы через некоторое время возродиться вновь. Именно поэтому произведения Пиросмани часто ставят в один ряд с фольклорными и мифологическими творениями.
Паустовский К.Г. писал:
"Материала не было, и Пиросман начал писать на том единственном, что находилось всегда под рукой в каждом, даже самом дешевом духане, на простой клеенке, снятой со столика.
Клеенки были черные и белые. Пиросман писал, оставляя там, где это было нужно, незакрашенные куски клеенки.
Потом он применил этот прием и для портретов. Впечатление от некоторых вещей, сделанных в такой манере, было необыкновенным.
Я навсегда запомнил его клеенку "Князь", где бледный старик в чёрной черкеске стоит с рогом в руках на скудной земле. Позади него виден доведенный почти до топографической схемы горный Кавказ. Черкеска князя как раз и была непрописанным куском клеенки глубокого чёрного цвета, особенно резкого в рассветном тусклом освещении. Я никак не мог понять, какими красками было передано это освещение".
(Паустовский К.Г.: Книга о жизни. Бросок на юг. Простая клеенка)
Будучи непрофессионалом, Пиросмани не прибегал ко всякого рода сложным приемам и методам, чтобы связать композицию воедино и ориентировать ее на зрителя, поэтому вещи и фигуры существуют у него как бы сами по себе, порождая чувство щемящей тоски и одиночества. Даже большие сцены проникнуты у него этим отчуждением. Эффект отчуждения натуры от художественного образа усиливается странным колоритом - достаточно строгим, гармоничным, иногда даже мрачным, но внезапно вспыхивающим пестрыми огнями.
Искусство Пиросманашвили, доброе, нежное, глубоко правдивое, раскрывает жизнь Грузии в ее многоликом разнообразии, покоряет своей непосредственностью и художественной самобытностью.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках Художник Ладо Гудиашвили как-то написал, что лицо Пиросмани "выражало тайную радость и большое удивление".
Именно эти чувства вызывают у большинства зрителей его неповторимые полотна.
http://www.ikleiner.ru/lib/painter/painter-0070.shtmlhttp://niko-pirosmani.ruhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%CD%E8%EA%EE_%CF%E8%F0%EE%F1%EC%E0%ED%E8http://niko-pirosmani.ru/pirogallery.php - галерея картин