Орбита Гелактики. Ульяна Лопаткина. "Танец - моя речь".

Oct 23, 2015 14:56

"Каждый дюйм ее невероятно гибкого тела создает безукоризненную форму. Более, чем кому-либо еще, ей свойственны абсолютная точность - результат обучения, а также инстинктивное достоинство и музыкальность" (The Telegraph).



На первый взгляд, Ульяна Лопаткина не создана для балета: академизм ценит умеренность пропорций. В Лопаткиной же все чересчур. Слишком высока. Слишком худа, исключая даже намек на женственную округлость форм или натруженную рельефность мышц. Слишком длинны руки и ноги. Слишком крупны узкие стопы и кисти. Но в этом и ее преимущество. «Я люблю, когда у балерины крупные стопы, - признавался Баланчин, имея в виду, безусловно, не только стопы. - Любое движение - например, подъем и спуск с пуантов - у такой балерины подается крупнее, а значит, и выразительнее». А «неудобная» длина рук и ног, ставя преграды технике (недаром знаменитые балетные виртуозки, как правило, коренасты и крепконоги), способна сделать бесконечными линии.

Чтобы, растушевав недостатки, удержать природу в повиновении, Лопаткиной приходится немало трудиться. Она выделяется работоспособностью даже среди мариинских балерин-тружениц. Едва ли не единственная, кто после рабочего дня добровольно выписывает себе еще и вечерние репетиции. На ее спектаклях чрезвычайно редки технические срывы и даже шероховатости. Говорят, что любимые слова репетирующей Лопаткиной: «Так разумнее». Этим-то она и дразнит: балерина, за которой признано лирическое амплуа, нередко отрезвляет рассудочностью сценического бытия....



Балет "Корсар", 2006 год.

Ульяна Вячеславовна Лопаткина родилась в Керчи 23 октября 1973 г. С четырех лет, заботясь о будущем дочери, мама водила ее в самые разнообразные детские кружки и секции, пытаясь понять, к чему у девочки есть настоящие способности. В том, что ее дочь талантлива, она ничуть не сомневалась. И была права. Однажды Лопаткина оказалась в балетной студии, преподаватели которой, понаблюдав за девочкой какое-то время, посоветовали попробовать свои силы в мире большого балета.

В знаменитое Ленинградское балетное училище (ныне - Академия русского балета им. А.Я. Вагановой) она поступила с оценкой «условно» по всем пунктам. Это значит «на троечку», - объясняла Ульяна в одном из интервью лет десять назад. Сейчас о безвестной балетной юности «Божественную» Лопаткину уже не спрашивают. Кто поверит, что на втором туре вступительных экзаменов в Вагановское, а точнее, на медицинской комиссии, у безупречной звезды Мариинки «нашли несколько изъянов». Тем не менее абитуриентка очень старалась произвести на суровых педагогов хорошее впечатление. В третьем туре ей пришлось танцевать полечку, «сильно улыбаясь». К счастью, этот танец девочке был знаком. И десятилетнюю Ульяну приняли. В младших классах она обучалась искусству танца у Г.П. Новицкой, в старших - у профессора Н.М. Дудинской.



Началась учеба. Восемь лет ежедневного преодоления себя, борьбы со страхами, комплексами, неуверенностью в себе. А еще детского одиночества и выходных в семье лучшей подруги - родители Ульяны продолжали жить в Керчи. Но юная Лопаткина, казалось, воспринимала происходящее как должное. Балет - жестокая профессия, и так уж повелось, что начинают заниматься ею очень рано, попросту жертвуя детством. Но ведь и заканчивают - тоже. А значит, нужно наслаждаться каждым моментом, говорила себе она. Даже если он исполнен боли, самой настоящей, физической.

Еще будучи студенткой, Ульяна стала лауреатом Международной премии «Vaganova-Prix» (Санкт-Петербург, 1991), исполнив вариацию Царицы вод из балета “Конек-Горбунок”, вариацию Сильфиды и па-де-де из второго акта “Жизели”.

По окончании Академии в 1991 году Ульяна Лопаткина была принята в труппу Мариинского театра, где юной балерине сразу доверили исполнение сольных партий в “Дон-Кихоте” (Уличная танцовщица), “Жизели” (Мирта), “Спящей красавице” (Фея Сирени). В 1994 она успешно дебютировала в партии Одетты/Одиллии в “Лебедином озере”, получив за эту роль престижную премию «Золотой софит» в номинации "Лучший дебют на петербургской сцене". Удивляли зрелость мысли и техническая отработка. Особенно удалась ей Одетта - замкнутая, погруженая в печаль. Она вовсе не стремилась покинуть свой заколдованный мир, словно боялась вновь вступить в жизнь реальную, столь опасную и обманчивую. Над партией Ульяна Лопаткина работала с Андрисом Лиепой, и он во многом помог найти ей свое решение роли.

image Click to view



В 1995 Ульяна стала прима-балериной Мариинского театра. Партнерами ее в разные годы выступали Игорь Зеленский, Фарух Рузиматов, Андрей Уваров, Александр Курков, Андриан Фадеев, Данила Корсунцев и др. За свою карьеру Ульяна танцевала на самых знаменитых площадках мира. Среди них Большой театр в Москве, Королевский оперный театр в Лондоне, Гранд Опера в Париже, Ла Скала в Милане, Метрополитен Опера в Нью-Йорке, Национальный театр оперы и балета Хельсинки, зал NHK в Токио.

Танец Ульяны Лопаткиной отличают высочайшая точность движений, безукоризненность поз, удивительное достоинство и музыкальность. Она привлекает своей внутренней сосредоточенностью, погруженностью в свой мир. Всегда как бы чуть отстраняясь от зрителя, она кажется еще загадочнее, еще глубже.

Хореографическая миниатюра "Умирающий лебедь" на музыку К. Сен-Санса из "Карнавала животных", в постановке М. Фокина, давно уже стала визитной карточкой русского балета. Ульяна Лопаткина, конечно же, танцует ее по-своему. Ее лебедь, пожалуй, наиболее близок к лебедю Сен-Санса, как единственное благородное существо среди остальных двенадцати зверей - олицетворений человеческих пороков и слабостей. Последний миг жизни лебедя Лопаткиной - это последний вздох. И, по словам самой Ульяны, "главное, что дает это гениальное произведение, - многообразное переживание перехода от жизни к смерти. И здесь может быть столько смыслов, сколько включает в себя этот вечный вопрос от начала существования человечества. И тут уже, как говорится, ни словом сказать, ни пером описать..."

image Click to view



Встреча с хореографией Ю.Н. Григоровича в "Легенде о любви", где Ульяна исполнила партию царицы Мехменэ Бану, потребовала совсем других красок - умения сдерживать страсть. Масштабность чувств скрытых, загнанных внутрь и лишь изредка выплескивавшихся наружу, придавала напряженному драматизму особую остроту. Эта роль стала одной из любимейших.

image Click to view



... Когда Лопаткина включила в свой репертуар «Кармен-сюиту» на музыку Бизе - Щедрина, критика не щадила ее, сравнивая с великой Плисецкой. Действительно, трудно представить себе более противоположных по характеру, темпераменту и пластике балерин. Но сравнения здесь, на мой взгляд, бессмысленны и неуместны. Это совершенно разные Кармен, и если в исполнении Плисецкой я вижу известную героиню новеллы Проспера Мериме, то Лопаткина создала совершенно иной образ, более современный и не столь прямолинейный, оттого и не менее интересный.

image Click to view



Кстати, именно Майя Михайловна лично добавляла последние штрихи в актерский рисунок другой роли Ульяны - Анны в балете «Анна Каренина». На генеральной репетиции сказала: «Мне недостаточно вашей любви к Вронскому, я не успела почувствовать, как сильны ваши чувства». «Пришлось быть предельно открытой во всех эпизодах… - рассказывала Ульяна в одном из интервью. - Потом Майя Михайловна обняла меня и сказала: «Вот теперь все как надо». Я почувствовала, что ожила…»

image Click to view



В 1972 году француз Ролан Пети, руководитель и хореограф известного в мире Марсельского балета, поставил в Москве для блистательной Майи Плисецкой одноактный балет «Гибель розы» на музыку «Адажиетто» Густава Малера, сюжет которого был взят из стихотворения английского поэта Уильяма Блейка «Больная роза»:

О роза, ты больна!
Во мраке ночи бурной
Разведал червь тайник
Любви твоей пурпурной.

И он туда проник,
Незримый, ненасытный,
И жизнь твою сгубил
Своей любовью скрытной.

Эта балетная миниатюра вошла в репертуар многих выдающихся танцовщиков, но лично я ничего прекраснее, чем дуэт Ульяны Лопаткиной и Ивана Козлова, не видела:

image Click to view



Еще одна известная работа балерины - " Три гносианы" на музыку Э. Сати, в постановке Ханса ван Манена. "Внутри каждого моего балета есть напряжение, отношения между мужчиной и женщиной" - говорит нидерландский хореограф. Его дополняет Ульяна: "В балетах Ханса ван Манена развернут интеллектуально-аналитический аспект взаимоотношений партнеров - разговор через лаконичные, сдержанно-таинственные, экстравагантные движения. Это беседа умных людей, которые понимают друг друга с полуслова, дают друг другу пищу для размышлений. Есть притяжение, есть дистанция..."

image Click to view



Карьера Ульяны Лопаткиной не была безоблачной. Сезоны 2001 - 2002 Ульяна пропустила из-за травмы ноги, возникали серьезные сомнения по поводу ее возвращения на сцену. Но в 2003 после проведенной операции Лопаткина вернулась в труппу. Одним из самых важных событий в своей жизни Ульяна считает рождение дочери Маши в 2002 году. Среди ee увлечений: рисование, литература, классическая музыка, дизайн интерьеров, кинематограф.

Слава балерины давно перешагнула пределы Петербурга. О Лопаткиной слыхали даже те, кто и в балете-то никогда не был. Лопаткина обращает в классический танец доселе к нему равнодушных. Лопаткина - fashion icon современной Мариинки. На рекламном постере балерины черная бандана соседствует с целомудренными академическими пуантами. Такова сегодня Мариинка: ей удалось поладить с шоу-бизнесом, не уронив чести «святого искусства». Такова сегодня и Лопаткина: скинув вечерние туфли, вертит фуэте подле ресторанных столиков в «Русском проекте» Никиты Михалкова и позирует для журнала «Vogue». Впору воскликнуть: ужель та самая Ульяна?! Та самая. Она - архитектор своего успеха, своего публичного образа. И понимает, что один навсегда выбранный имидж - пусть даже самый интригующий - когда-нибудь да приедается. Зато контраст интересен всегда: жрица - на сцене, современная femme fatale - в жизни (отсюда, надо полагать, ее тяга к струящимся черным туалетам, длинным шарфам, а то и лакированным паричкам). Словом, настоящая женщина! )



Фото Е. Рождественской.

[Звания, награды, репертуар]
Звания, награды:
• Народная артистка России (2005)
• Лауреат Государственной премии России (1999)
• Лауреат Международного конкурса Vaganova-Prix (1991)
• Лауреат премий: «Золотой софит» (1995), «Божественная» с присвоением звания «Лучшая балерина» (1996), «Золотая маска» (1997), Benois de la danse (1997), «Балтика» (1997, 2001: Гран-при за содействие мировой славе Мариинского театра), Evening Standard (1998), Monaco world dance awards (2001), «Триумф» (2004)
• В 1998 присвоено почетное звание «Артист Ее Величества Императорской сцены державной России» с вручением медали «Человек-творец»

Репертуар на сцене Мариинского театра:
«Жизель» (Мирта, Жизель) - хореография Жана Коралли, Жюля Перро, Мариуса Петипа;
«Корсар» (Медора) - постановка Петра Гусева на основе композиции и хореографии Мариуса Петипа;
«Баядерка» (Никия) - хореография Мариуса Петипа, редакция Владимира Пономарева и Вахтанга Чабукиани;
Grand pas из балета «Пахита» (солистка) - хореография Мариуса Петипа;
«Спящая красавица» (фея Сирени) - хореография Мариуса Петипа, редакция Константина Сергеева;
«Лебединое озеро» (Одетта-Одиллия) - хореография Мариуса Петипа и Льва Иванова, редакция Константина Сергеева;
«Раймонда» (Раймонда, Клеманс) - хореография Мариуса Петипа, редакция Константина Сергеева;
балеты Михаила Фокина: «Лебедь», «Жар-птица» (Жар-птица), «Шехеразада» (Зобеида);
«Бахчисарайский фонтан» (Зарема) - хореография Ростислава Захарова;
«Легенда о любви» (Мехменэ Бану) - хореография Юрия Григоровича;
«Ленинградская симфония» (Девушка) - сценарий и хореография Игоря Бельского;
Pas de quatre (Мария Тальони) - хореография Антона Долина;
«Кармен-сюита» (Кармен) - хореография Альберто Алонсо;
балеты Джорджа Баланчина: «Серенада», «Симфония до мажор» (II. Adagio), «Драгоценности» («Бриллианты»), «Фортепианный концерт № 2» (Ballet Imperial), «Тема с вариациями», «Вальс», «Шотландская симфония», «Сон в летнюю ночь» (Титания);
«В ночи» (III часть) - хореография Джерома Роббинса;
балеты Ролана Пети: «Юноша и Смерть» и «Гибель розы»;
«Гойя-дивертисмент» (Смерть) - хореография Хосе Антонио;
«Щелкунчик» (фрагмент «Павлова и Чекетти») - хореография Джона Ноймайера;
балеты Алексея Ратманского: «Анна Каренина» (Анна Каренина), «Конек-Горбунок» (Царь-девица), «Поцелуй феи» (Фея), «Поэма экстаза»;
«Там, где висят золотые вишни» - хореография Уильяма Форсайта;
балеты Ханса ван Манена: Trois Gnossienes, «Вариации для двух пар», «Пять танго»;
Grand pas de deux - хореография Кристиана Шпука;
«Маргарита и Арман» (Маргарита) - хореография Фредерика Аштона.

Первая исполнительница одной из двух сольных партий в балете Джона Ноймайера «Звуки пустых страниц» (2001).

С труппой Мариинского театра гастролировала в странах Европы, Америки и Азии.


И, наконец, чтобы поближе познакомиться с самой Ульяной, предлагаю вам посмотреть программу "Личные вещи" с ее участием (2009 год):

image Click to view



Для желающих - более обстоятельное интервью.

Источники: ptj.spb.ru; www.mariinsky.ru; dance-composition.ru; restsnames.info; politota-net.livejournal.com.

орбита Гелактики, видео, всем, балет, вольные упражнения

Previous post Next post
Up