Музыкальные воспоминания, или Джаз-октет Андрея Рузняева в Иркутске

Sep 08, 2015 17:37



Автор Елена Арыкова

Так сложились звезды, что в бэнде Гелы Гуралиа играют мои земляки: Илья Драгунов и Андрей Рузняев. Это всегда было поводом для гордости, а также питало надежду, что родной город Иркутск будет избран ими и для собственных выступлений. Так и случилось: сольный концерт Ильи весной в клубе  «Берлога» презентовал его второй альбом, а летние музыкальные вечера с Андреем открыли его для меня в новой роли - в роли джазмена, руководителя музыкального коллектива.

Надо сказать, что я не люблю джаз. Для моих ушей в нем "слишком много нот", как выразился персонаж фильма Милоша Формана "Амадей". Эти слова отнюдь не красили австрийского правителя, и по отношению к музыке Моцарта были в высшей степени проявлением недалекого ума, но почему-то именно их я вспоминаю, когда речь заходит о джазе. Слишком много нот, слишком много духовых, слишком много вариаций, звуковой непредсказуемости, неопределенности, этакое музыкальное "все течет, все меняется" - пожалуй, вот мои оправдательные слова, почему нет любви.

Однако посетить концерт джаз-октета Андрея Рузняева в кофейне «Белая Ворона» в родном городе мое ровное отношение к джазу не помешало. Во-первых, и в жизни тоже "все течет - все меняется", во-вторых, одним из геламанских мечтаний было увидеть, как Андрей играет на тромбоне. Да-да, вы не ослышались - в составе октета наш басист выдувал медь! :)

Кофейня «Белая Ворона» имеет в моем городе репутацию необычного кафе. Его хозяева первые в городе открыли заведение в формате cofe and book, разместив у себя полки с книгами. На стенах нередко устраивались выставки, в интерьере присутствуют изделия из керамики (предполагаю, что это плоды творчества самих хозяев и их друзей). Чуть позже появился и второй зал с фортепиано: это позволило проводить там музыкальные вечера и даже милонги - вечеринки аргентинского танго.
Именно в этом арт-пространстве и была назначена моя встреча с джазом.



Мы пришли чуть раньше: деревянные створки во второй зал, как занавес, отгородили нас от саундчека, который дал нам время заказать себе имбирный чай и присмотреться к публике. В основном это была молодежь небольшими группами, парочка подружек, одна классическая пара «парень-девушка», романтически настроенная на первое (?) свидание, и солидного вида мужчина, чем-то напомнивший мне музыкального критика. Заметила я и паренька с музыкальным инструментом за плечами - к этому "роялю в кустах" мы еще вернемся.

После непродолжительного ожидания нас пригласили в зал. Сцены как таковой в кофейне нет, однако расставленные в линию пюпитры и небольшие деревянные балки на полу играли роль разделительной черты. Все было настолько рядом и на расстоянии руки, что сразу возникло ощущение, что нас музыканты пригласили в гости и концерт будет камерный, для своих.



Первые аплодисменты сопроводили представление всех восьми музыкантов: Александр Сорвин (труба), Ян Горбачевский (альт-саксофон), Владимир Марков (гитара), Александр Терентьев (клавишные), Данил Дубровин (контрабас), Николай Барковский (ударные), Андрей Рузняев (тромбон). В составе было три москвича, включая Андрея. Звездным в составе был назван Александр Сорвин. Андрей даже записал его в "первые скрипки". В ответ трубач изобразил в воздухе соответствующие пассы руками, чем вызвал смех в зале и несколько разрядил обстановку взаимного ожидания и присматривания что ли. В театре обычно на этом месте в зале гаснет свет и представление начинается...

Джазовый концерт же начался со своеобразной разминки - зазвучала композиция, которая в ходе своего развития давала возможность вступать разным инструментам, срывая аплодисменты, и тем самым вовлекаться в тот поток джазовой музыки, ради которого собственно и пришли зрители. Для меня это было неожиданно, но идея "встречающих аплодисментов" мне понравилась, и дарить их было приятно. Тем более что чувствовалась некоторая интеллигентная скромность музыкантов: они зачастую в паузах не поднимали глаз, словно стесняясь внимания, но, может, я утрирую.

Далее концерт пошел своим чередом: его канву задавал Андрей, объявляя композиции, название которых, к сожалению, я вам не перечислю по причине, описанной в первых строках отзыва, - я не знаток. Помню, что все название были на английском и много было про night (ночь).

И тут я поняла, что мне, может, и не нравится джазовая музыка (к чему лукавить), но будучи музыкой, профессионально сыгранной, она вызывает желание слушать и слушать, а еще смотреть и смотреть, ведь, оказывается, смотреть, как играют джаз, мне нравится!



А смотреть было на что: очень интересно видеть, как на глазах рождаются импровизации, как музыканты полувзглядами, полужестами решают, кто вступит в своеобразное звуковое состязание, как они уступают солирующие партии друг другу, и самое интересное - это ловить их одобряющие и где-то даже удивляющиеся взгляды друг на друга после удачной импровизации. Надо сказать, что Андрей оговорился сразу, что решать, что они будут играть и когда настанет пора остановиться, они будут по ходу пьесы, так и получилось. Отыграв более часа, музыканты объявили 10 минутный перерыв, и надо сказать, что после перерыва потерь в отряде слушателей я не заметила, это отметил и Андрей. А вот в отряде музыкантов некоторые волнения были по поводу барабанщика, но когда он торжественно проследовал на свое место мимо всех ожидающих, то сорвал бурные аплодисменты.

Второе отделение показалось мне еще более домашним и шло словно в подарок для публики, которая в свою очередь не скупилась уже на бурные выражения эмоций, вплоть до выкриков "Ребята, мы вас не отпустим !" Отделение в подарок еще и потому, что концерт предполагался часовой. В конце Андрей предложил выйти из зала слушателю, и он, нисколько не тушуясь, встав из-за столика, шагнул на музыкантскую сторону и  достал из чехла… нет, не рояль в кустах, а саксофон. Кстати, я впервые видела, как из его саксофонового нутра выпало что-то желтое и пушистое, похожее на метелочку для удаления пыли - видимо, так положено эти самые саксофоны бережно переносить. Тут же было принято решение, что будут играть и "кто на новенького" - саксофонист из октета был готов посостязаться в импровизациях. Как потом я выяснила, "новеньким" оказался Игорь Сендеров - один из обладателей Гран-при открытого детско-юношеского джазового конкурса этого года, который проходил в рамках фестиваля "Джаз на Байкале". В этом статусе 14 летний вундеркинд уже играл с известными музыкантами Денисом Мацуевым, Игорем Бутманом и Валерием Гергиевым, на него возлагает большие надежды иркутская музыкальная общественность. Как он сыграл, мне понравилось, а если учесть, что я по незнанию вообще в первый момент наивно полагала, что это просто зритель - ученик музыкальной школы, который пришел на внеклассный урок по джазу, то я была очень приятно удивлена и его уровнем игры, и благородством жеста Андрея дать возможность молодому музыканту показать себя. Публика приняла хорошо, за дуэлью двух саксофонов наблюдали и остальные музыканты октета, которые присели за столик, сервированный для музыкантов чашкой кофе и бутылкой воды.



Наконец, в финале я услышала то, что заставило мое геламанское сердце дрогнуть, - зазвучали наши "Осенние листья". Зазвучали, видимо, в обработке Андрея Рузняева - удивительно оптимистично и где-то даже торжественно, словно гимн неминуемой осени, о которой еще можно не грустить, так как  на календаре середина августа... А на часах было уже около трех оборотов от начала концерта. «Листья» были встречены бурными аплодисментами, так публика привыкла говорить «спасибо» за музыку, «спасибо» за служение, «спасибо» за творчество!

В ответ все музыканты взялись за руки (они едва поместились на "сцене"),  и поклон, которым традиционно завершаются гелаконцерты, окончательно вверг меня в состояние тихой нежности и ностальгии, ностальгии с надеждой - надеждой на новые встречи.

P.S. Андрей на тромбоне играл замечательно, как всегда, полностью погружаясь в музыку. Это был самый заметный инструмент, и я не только о габаритах его подвижной части. :) Геламанский космос выполнил мое желание - значит, освободилось место новому. Иду загадывать...

Фотографии Елены Арыковой

*Андрей Рузняев, всем, gela_guralia_band, вольные упражнения, отзывы очевидцев, концерты

Previous post Next post
Up