Вальс №2 - одно из самых интригующих произведений Шостаковича - не характерный для почерка композитора, забытый на долгие годы, более популярный на Западе, чем в России.
Click to view
С этим великолепным вальсом из так называемой «Джазовой сюиты» Шостаковича связано много загадок.
В источниках говорится, что «Джазовую сюиту» Шостакович написал в 1938 году. Ничего джазового в ней нет. Оркестровка сделана в стиле духового оркестра. Как звучала эта вещь - неизвестно, ибо партитура была утеряна, и мы ее знаем по гораздо более позднему воспроизведению (тоже не джазовому), причем не ясно, принадлежит ли эта оркестровка Шостаковичу.
Музыковед Манашир Якубов (автор более двадцати книг и более сотни статей, опубликованных в Европе и других странах) утверждает, что у Шостаковича были забытые, не исполнявшиеся произведения, в том числе и Вторая сюита для джаза, которая была найдена после долгих поисков и снова вернулась на концертную эстраду после оркестровки английским композитором Джералдом Макберни.
"...Сюита была написана в 1938 году по заказу только что созданного Государственного джаз-оркестра СССР. Она исполнялась, вошла в репертуар оркестра, но затем была утеряна. В сюите три части, их названия - Скерцо, Колыбельная и Серенада - удалось восстановить по газетной рецензии. И только благодаря этому мне удалось после долгих поисков «опознать» клавир этих пьес среди неразобранных рукописей Шостаковича. Потом английский композитор Джералд Макберни их оркестровал, и теперь Вторая джазовая сюита снова вернулась на концертную эстраду..."
Архив, груда бумаг, среди них листки с нотами. Ноты для рояля - клавир. На листках не написано название, иначе бы для опознания не понадобилась рецензия в газете. Каким-то образом «по газетной рецензии» Якубов догадывается, что этот клавир есть ни что иное как «Джазовая сюита» Шостаковича (партитура, как мы уже знаем, не сохранилась). Сама по себе процедура таинственна.
В изданных произведения Шостаковича также имеется путаница: фирмой EMI выпущен цикл симфоний, куда включен известнейший вальс Шостаковича, обозначенный как Вальс из Второй сюиты для джаз-оркестра. Между тем, он входит и в Сюиту для эстрадного оркестра, составленной из фрагментов разных произведений, тогда как Вторая сюита для джаз-оркестра является совершенно самостоятельным опусом.
Впервые этот вальс на Западе, в Лондоне в Barbican Hall прозвучал в оркестре под управлением Мстислава Ростроповича 1 декабря 1988 года, но остался малозамеченным.
Затем этот вальс (и всю «Джазовую сюиту») исполнил (1991) и записал на пластинку (в 1993) году Нидерландский Королевский оркестр Royal concertgebouw orchestra под управлением Рикаррдо Чейли.
Джаз-вальс звучит в фильме Калатозова «Первый эшелон»(1956).
А также в фильме С.Кубрика "Широко закрытыми глазами"(1999).
Музыка играет фрагментами в разных кадрах и полностью на заключительных титрах в исполнении уже названного Нидерландского королевского оркестра. Благодаря этому саундтреку этот вальс становится широко известен на Западе и получает название "Русский вальс".
Почему же, Второй вальс, музыка яркая, своего рода "визитка" страны, не стал известен в России? Точного ответа нигде нет. Может быть это желание самого Д.Шостаковича?
Возможно, с вальсом № 2 впервые Шостакович решил пошутить в музыке. Настолько явно, что об этом до сих пор никто не догадывался. Здесь прием состоял в том, что Шостакович выдал настоящий, почти что народный вальс, и никакого юмора с сатирой в нем совсем не заметно.
Он взял три известнейших вальса: «Амурские волны», «Дунайские волны», «На сопках Манчжурии» и сделал великолепную компиляцию, можно сказать - стилизацию, но в вальсе - не его композиторский голос.
Именно поэтому Дмитрий Дмитриевич не давал разрешения на широкое исполнение вальса.
Для композитора юмор, сатира, гротеск и сарказм в музыке были любимыми приемами. И «Джазовая сюита» не была таковой, тогда, в 1938 году он написал произведения для духового оркестра, в том числе и знаменитый вальс №2, а сюита в том виде, как она исполняется теперь, составлена где-то в 1991 году из разных композиций Шостаковича.
Удивительное исполнение "Русского вальса" в артистическом духе Андре Рье.
Click to view
Использованы материалы
Отсюда