Sep 18, 2010 17:39
Откровенно говоря, если мне нравится что-то, то нравится почти сразу и безоговорочно. Какой-нибудь импульсивный сосед-зритель в театре, когда начнут зажигаться люстры, а все вокруг ещё отбивают ладоши, схватит за локоть и начнёт тараторить, как прекрасно было это и то, как удивительно играли, какой чудесный был состав и как ему всё это запало в душу. А мне тоже постановка приглянулась, но не могу объяснить, за что. Примерно, как с читкой пьесы С. Шаргунова. За что понравилось - хрен знает, но ведь за что-то же понравилось! В случае же нелюбви, как со вчерашней "Пиковой дамой", с отталкивающим намного проще.
Намного проще сказать, что спектакль давно пора бы снять, потому что пятидесятилетний "молодой военный инженер" Германн-Князев с проблемами дикции (да простит меня один из моих любимых акёров, но что есть, того не скроешь) это немного странно, вам не кажется? Нонна Гришаева пытается не смешно смешить, отчего хочется плакать. И вообще хочется засунуть её обратно в телевизор и приковать наручниками к батарее в студии "Большой разницы", чтобы ни в один театр её нога больше не ступала. Максакова, конечно, больше всех подходит на роль графини, с этим уж не поспоришь. Напрягают бесконечные па госпожи Рутберг, которая играет очень странного персонажа, бродящего тенью за Германном, что-то вроде его злого гения, хотя я не заметила, чтобы именно она его погубила.
Правда, играют они хорошо (Гришаеву я исключаю), как надо. Так, как играют последние 14 лет. Ведь очередной выход на сцену - это не "плевок в вечность". Хотя после знакомства с репертуаром пензенского областного драматического театра и после просмотра "Гамлета" "Коляды-театра" я как зритель вам скажу, что лучше б меня заставили каждый день наблюдать за этими самыми очередными выходами пожилых вахтанговцев, нежели побывать однажды на премьере выше упомянутых, где б они вон из кожи лезли, чтобы показать весь свой талант.
У Пушкина события несутся. Легко и быстро, так что вдруг замечаешь, что уже конец. Тут же мне казалось, будто спектакль никогда не кончится. Пушкин докрасна накаляет страсти в "Пиковой даме". А вчера я не переживала: мне не было жалко ни Лизавету Ивановну, ни Германна, не хотелось, чтобы старуха раскрыла ему секрет.
Выцветшее зеленое сукно на огромном игральном столе в центре сцены навевает какие-то омерзительные ощущения упадка, всеобщей старости и начинающегося разложения. Не сомневаюсь, что и ему 14 лет.
Мне вспомнилось интервью Веры Алентовой (безусловно сомнительный авторитет), где она говорит, что видавшая виды актриса уже не имеет права играть молодую девушку, как 20 лет назад, поэтому спектакль нужно убирать из репертуара. По-моему, здравая мысль, не так ли?