Все мы родом из детства..

Mar 24, 2010 14:05

"Эрик Берн, основатель целого направления в психотерапии, а именно сценарного анализа, описанного в книге «Игры, в которые играют люди, и люди, которые играют в игры» уделил большое внимание сказкам - и в первую очередь их воздействию на "жизненный сценарий" личности.Сценарий, по Берну, - это «план жизни, который составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается последующими событиями и завершается так, как было предопределено с самого начала». Тема эта на самом деле достаточно многоуровневая и весьма увлекательная..
У всех нас были сказочные герои, на которых мы хотели бы быть похожими: царевны, королевичи, богатыри. У каждого из нас была своя сказка, и самые любимые мы помним до сих пор, рассказывая их уже своим детям. Но отдаем ли мы себе отчет в том, насколько сказки влияют на нашу жизнь? А ведь именно сказочные сюжеты мы разыгрываем в своей собственной жизни, часто не подозревая об этом…
Жизненный сценарий каждого человека, конечно, индивидуален, но в общих чертах часто напоминает какую-то известную сказку или стихотворение. И ребенок выбирает в качестве сценария своей жизни сказку, становясь в ней одним из героев…
Сценарии делятся на три типа. Выигрышные: сценарий «победителя », «принца». Проигрышные: «неудачника», или, как называет его Берн, «лягушки». Безвыигрышные: «середняка». Признак успешности - достижение определенной цели. Победители своих целей достигают, а неудачникам неизменно что-то мешает: то «другие», то «обстоятельства», а на самом деле они сами. В любой сказке мы можем найти все эти три роли. Например, в сказке о Колобке: Заяц, Волк, Медведь - это «середняки», Лиса - «победитель », а сам Колобок - простак-«неудачник».
Сценарий начинает складываться уже от момента зачатия, которое считается даже более важным, чем момент рождения. Был ли ребенок желанным и запланированным? Или же он был зачат в любви, но «случайно»? Или он нужен был, чтобы получить лишние квадратные метры? Хотели ли родители зачать ребенка определенного пола? Все это будет влиять на его жизнь.
Далее - поиск сюжета с соответствующим финалом. Ребенок уже знает, будет ли он «победителем» или «неудачником», как он должен относиться к другим людям и как будут относиться к нему. Рано или поздно (но не позднее 6-летнего возраста) он слышит историю про кого-то, похожего на него. В голове как будто раздается щелчок: «Это обо мне!» Эта история становится его сценарием, и всю жизнь он проведет, безошибочно отыскивая людей, подходящих на другие роли в его сценарии (так же как он подходит для их сценариев), и будет бессознательно выбирать те формы поведения, которые приблизят его к развязке. Именно так «Красные Шапочки» стремятся навстречу своим «волкам», бродя по опасным местам в одиночку, «лисы» дурят простодушных «волков» (как ни крути, а «волк» - почти всегда «неудачник»).
Самостоятельно достаточно трудно понять, в какой именно постановке играем роль мы сами. Знать, какую роль и в какой сказке вы играете, очень важно, так как понятен финал, к которому вы движетесь."(с)

...призадумалась я над этим, получилась солянка из образов Пеппи ДлинныйЧулок, Джельсомино из страны Лжецов, конечно же Карлсона и Элли из Изумрудного города..всех героев роднит сильный характер, наличие яркого таланта или уникального качества, позволяющего им преодолевать жизненные трудности-сила, голос, волшебные туфельки, смекалка и моторчик..в себе всю жизнь я ищу этот яркий талант, и не нахожу...ценю людей, которые обладают яркими способностями...
а что, если у меня его и нет, может, я середнячок? ведь талант приводит героев сказок к победам..или поиск таланта в себе-это оправдание тому, что я до сих пор не "победитель"?или моя слепота к своим талантам из разряда-Слона то я и не приметил?а может и не у всех этот талант бывает?

А кто Вы?

Сказка и жизненный сценарий Эрик Берн

Previous post Next post
Up