Рационализация умственного труда

Jan 16, 2012 19:56

А. Соленик. "Как заниматься самообразованием"
Изд-во "Прибой", Л., 1929 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Основной принцип, из которого должен исходить каждый занимающийся самообразованием, это разумная, продуманная, целесообразная организация своего труда с целью получения наибольших результатов, при минимальной затрате сил и времени. Над этим вопросом приходится серьезно задуматься в первую очередь партийцам, которые нагружены и перегружены работой, которым приходится много учиться, все время занимаясь самообразованием, чтобы не отстать от быстро текущей жизни, чтобы овладевать и руководить этой жизнью. Ленин говорил нашей молодежи: «Перед вами задача строительства, и вы ее можете решить только овладев всем современным знанием». А овладеть этим знанием надо прочно, не поверхностно. «Если коммунист вздумал бы хвастаться коммунизмом на основании полученных им готовых выводов, не произведя серьезнейшей, труднейшей, большой работы, не разобравшись в фактах, к которым он обязан критически отнестись, такой коммунист был бы очень печален. И такое верхоглядство было бы решительным образом губительно».
Совершенно ясно, что нужна очень большая работа, чтобы таким образом овладевать знанием. Основой этой работы являются самостоятельные занятия с пособиями и материалами, и эти занятия, прежде всего, должны быть хорошо сорганизованы и протекать рационально.
Рационализация умственного труда предполагает в основном, во-первых, строгий порядок и регулярность в работе, во-вторых, экономное распределение времени, в-третьих, целесообразное распределение материалов во время работы и, в-четвертых, соблюдение правил гигиены умственного труда.
Строгий порядок, регулярность в работе и экономное распределение времени требуют плана и расписания занятий.
Всякая работа должна преследовать определенную цель. Заниматься самообразованием ради самих занятий также нельзя. Поэтому, прежде всего, должна быть намечена цель работы, к которой необходимо стремиться. Например, вы ставите цель: расширить свой кругозор в области общественно-экономических наук, или в области естествознания, или изучить какой-либо специальный вопрос: о кооперации, о политике цен, о хлебозаготовках и т. д. Для достижения поставленной цели необходимо пройти определенный путь, выполнить целый ряд работ, в строго определенном порядке. Вот здесь-то и необходимо наметить план, выработать правильный путь к цели.
Составив план работы, нужно установить твердое расписание своих занятий, т. е. время занятий. Но тут необходимо быть строгим к себе в смысле выполнения. Очень важно, чтобы в расписании было отведено по возможности одно время, например определенные вечерние часы или утренние, и чтобы во всех выделенных днях занятия происходили в те же часы.


В самом плане работы должны быть расположены так, чтобы от более простых переходить к более сложным.
В общем, умственная работа только тогда будет продуктивной, если она будет протекать по плану и расписанию, с определенным постоянством и регулярностью.
Однако, если выделить определенное время для занятий и строго придерживаться своего расписания - задача сравнительно простая, то гораздо труднее составить правильный план работы. План работы должен быть составлен исходя из уровня развития, во-первых, из целесообразного распределения работ, т. е. что проработать раньше, что после и т. д., во-вторых, и из того количества времени, которое может быть отведено на выполнение плана, в-третьих. Не каждый с такой задачей может справиться самостоятельно, и в таких случаях необходима помощь. Для этого как для кружковцев, так и для индивидуальных самоучек даются задания. Эти задания разрабатываются в специальных типовых методических комиссиях. В каждом задании указывается цель работы, план проработки данной части программы, порядок, в котором следует работать, указания, как работать, литература и контрольные вопросы для проверки усвоения. Вопрос о применении этих заданий к каждому кружку или занимающемуся индивидуальным самообразованием решается самостоятельно кружком или индивидуалом или с помощью консультанта. Консультанты посещают предприятия и дежурят в определенные часы, или посещают кружки и оказывают помощь в работе. Эти же консультанты смогут оказать помощь и при составлении плана работы для изучения каких-либо отдельных вопросов.

Кроме сказанного о плане и расписании, имеет значение и обстановка, в которой работаешь, а также расположение материала при занятиях. Домашняя семейная обстановка рабочего и крестьянина не совсем благоприятна для занятий. Трудно сосредоточиться, нужны пособия, соответствующее освещение и пр. Во время работы иногда бывает крайне необходимо навести справку в другой книжке или спросить у кого-либо совета, а дома этого нет. Поэтому лучшим местом занятий для трудящихся является клуб, библиотека, изба-читальня, кабинет агит-проп-работы. Там наиболее подходящие условия для занятия самообразованием: свет, стол, чернила, книги, справочники. Там встретишь и товарищей, с которыми сможешь поговорить, посоветоваться, там на помощь могут быть призваны и библиотекарь и заведующий кабинетом. Мы знаем, что Ленин в большинстве случаев также работал в библиотеках.
Приступая к работе, необходимо прежде всего сорганизовать материал, нужный для ее выполнения. Этот материал необходимо расположить так, чтобы удобно было им пользоваться во время работы, а пользуясь возвращать каждый предмет на свое прежнее место. Надо подобрать и положить перед собой необходимую литературу. Чернильницу, карандаши, тетрадку для записей рекомендуется класть справа, так как ими часто пользуется правая рука. Книгу следует держать перед собой и несколько наклонно, словарь слева. Все это нельзя назвать мелочами, на которые не стоит обращать внимания. Следует помнить, что здесь, так же как и в мастерской, если инструменты в беспорядке, будет тратиться излишнее время на их поиски, а беспорядок и разбросанность тяжело отразятся на работе: будет давить на сознание, плохо располагать к труду, и от этих кажущихся мелочей успех работы несомненно понизится.
Но есть и еще правила, которых также необходимо придерживаться каждому занимающемуся самообразованием. Это правила гигиены умственного труда. Первое правило: не переутомлять себя. Если почувствуешь, что устал, что мозг плохо работает, необходимо сделать перерыв в работе и отдохнуть. Очень важно работать систематически, каждый день в определенные часы, а не выполнять задания в один присест. Необходимо также установить правильный темп в работе и стараться всегда его придерживаться.
Однако настоящее утомление необходимо отличать от кажущегося. Иногда бывает так, что не успеешь сесть за работу, как чувствуется усталость, неохота работать. Это - кажущееся переутомление. Его можно разогнать, если, например, пройтись по комнате, сделать несколько гимнастических движений, проветрить комнату и затем, сделав некоторое усилие, принудить себя к работе.
Необходимо также иметь в виду, что и однообразная работа утомляет мозг. Поэтому не следует заниматься слишком долго однообразно или по одному предмету. Например, читая книгу, чередуй чтение с записями, обдумыванием особо важных мест, составлением диаграмм, схем и т. д. для закрепления прочитанного. Закончив известную часть работы по данному предмету, можно приступить к занятиям по другому предмету, если занимаешься по нескольким.
Конечно, смена предметов и вообще стремление к разнообразию во время умственных занятий должны иметь определенные рамки. Вдаваться в крайности здесь также нельзя.
Наконец, чтобы предохранить себя от переутомления, не следует загружать свою память мелочами, большим количеством цифр и фактов. Необходимо твердо запоминать только самое главное, сущность, а остальное записывать. «Нам нужно развить и усовершенствовать память знанием основных фактов» - говорил Ленин, - а зубрежки нам не нужно, так как она вредна.
Гигиена умственного труда требует строгого соблюдения правил гигиены вообще, на которых мы не будем останавливаться, так как это вопрос особый. Отметим лишь, что необходимы нормальная температура в комнате (14-15°) и чистый воздух. Необходимо нормальное питание организма. Не следует также заниматься непосредственно перед едой и сразу после принятия пищи, так как это будет во вред пищеварению.
Нет необходимости доказывать огромное значение нормального питания для состояния здоровья и сохранения работоспособности мозга. Очень многие товарищи, особенно партийцы, перегруженные работой и увлеченные ею, совершенно не обращают внимания на то, что с каждым днем все больше теряют аппетит, меньше едят, обедают в разное время или вовсе забывают об обеде. Между тем, это ведет, в конце концов, к истощению и окончательному переутомлению.
Из ряда других требований гигиены здесь необходимо также подчеркнуть и сохранение глаз. Глаза несут большую работу при чтении и письме, с которыми самостоятельные занятия все время связаны. Поэтому беречь зрение во время занятий крайне важно. Для глаз лучше, если заниматься при дневном свете, а не при искусственном освещении. Но при всяком свете необходимым условием является освещение с левой стороны или сверху, но так, чтобы на книгу или на бумагу, на которой пишешь, не падала тень как от руки, так и от прочих предметов. Необходимо заниматься при среднем освещении. Точно также, в целях сбережения зрения, необходимо читаемую книжку держать несколько наклонно и не читать лежа. Последнее особенно вредно для глаз.

Продолжение книги ...

БИБИЛИОТЕКА ШКОЛЫ-G, Рационализация умственного труда, Культура мышления

Previous post Next post
Up