Есть существенное свойство светской музыки, назовем ее, пожалуй, гуманистической. Она пытается быть понятной. Отсюда стремление к простоте и яркости мелодий. Отсюда упор Бетховена на тонические аккорды на сильных долях.
Человек! Человек! - выражает эта музыка. Она есть послание от человека к человеку. (Ну тут конечно есть исключения, но мы сейчас их не берем).
Религиозная музыка вообще не является посланием и поэтому не пытается быть понятной. Она не стремится к мелодии и тем более к простой и яркой мелодии. Кончиться на тонике или на четвертой ступени? - ей это безразлично. Она не послание от человека к человеку, но и не послание от Бога к человеку, разумеется, и не от человека к Богу. Скорее она есть выражение неинтенционального молитвенного сознания. Мелодия этому неинтенциональному сознанию мешает так же, как и простые субъектно-предикатные предложения, в которых оно тоже не выражается. Эта музыка не гуманистическая, она не замыкает того, кто ее слушает, на самом себе, она - ступень к высшему.
Отсюда:
http://kosilova.livejournal.com/510183.html