Ещё от wolf-kitses:
"... Легко видеть, что все люди будут равны, если им подобрать среду обитания, обеспечивающую максимальную самореализацию. Как писал Конрад Лоренц, поскольку высшие позвоночные - очень сложно устроенные и к тому же социальные существа, всякий собственный дефект индивида, от порока сердца до повышенной возбудимости, может быть скомпенсирован физиологическими или социальными механизмами, без которых эта особь была бы элиминирована отбором, а с такой «социальной поддержкой» может проявить уникальный талант, отсутствующий у «нормальных».
Например, люди с IQ>140 чрезвычайно тяжелы в общении: они полностью ориентированы на получение информации, игнорируют эмоциональный компонент общения, злы и занудны, но в целом популяции есть смысл их поддерживать. Храбрецы, готовые вступить в бой с леопардом или врагом племени, совершенно необходимы в обществе, но часто агрессивны, провоцируют ссоры по пустякам и опасны для окружающих, когда выпьют. У людей, наиболее социальных существ из всех позвоночных, роль социальной наследственности и социальной поддержки в компенсации недостатков и реализации талантов индивида максимальна и намного превышает силу всех чисто биологических механизмов."
Отсюда Там вообще-то про кривые попытки обосновывать фашизм биологческими теориями, но иллюстрации к основной теме очень интересны.
Ещё кусочек: "...единственная осмысленная форма социальной активности - стремиться не «наверх» социальной пирамиды, а менять механизмы управления и регуляции в системе в сторону более человеческих, чтобы общество было более равноправным и менее пирамидальным, чтобы меньше пришлось работать кулаками, локтями и златом при самореализации."
Ха. И вот, наконец, последнее:
"Стандартный учебный процесс модифицировали таким образом, чтобы он включал в себя элементы сотрудничества и создавал предпосылки к дружбе представителей разных этнических групп. Наиболее эффективен т.н. метод картинки-головоломки, предложенный Эллиотом Аронсоном и апробированный в Техасе и Калифорнии (см. Aronson et al., 1978).
Он заключается в следующем. Педагоги побуждают учащихся к совместной работе по овладению материалом, который будет проверяться на предстоящем экзамене. В этой связи создают команды учащихся, причём каждому предоставляется только часть информации, необходимой для решения учебной задачи. Поэтому школьникам приходится постоянно учить друг друга и помогать друг другу, и в этом процессе взаимного обучения каждый нуждается во всех остальных. Как только в решении соответствующей задачи школьники из соперников превращаются в союзников, межнациональная вражда исчезает, как будто её не было вовсе (Чалдини, 2006: 171-172).
А попытки подавлять ксенофобские настроения путём манипуляции дают наиболее отрицательный эффект именно тогда, когда эта манипуляция оказывается успешной. Поскольку неприятие «чужого» - это не инстинктивная реакция, а сознательный (пусть не всегда осознанный) выбор в пользу ксенофобии, сам факт манипуляции обнаруживается очень быстро, после чего человек лишь укрепляется в своих настроениях и ещё активней заражает ими других. Как говорится, обжегшись на молоке, дует на корову."
Аронсон, если я правильно понимаю, автор той замечательной социологической книги "Общественное животное", которую перевели на русский.
А структура "Знания как распределённой головоломки, требующей согласования усилий для сборки" очень естественна и, правда, замечательно работает -- что в науке, что в семье. Забавно, что семинар Мишки Левина эволюционирует от первоначально заявленной жестко звёздчатой структуры с "фиксированным центром" именно в эту сторону. Мишка, это ж правильно -- если мы соберём разные способы видеть то, чем мы занимаемся, то все мы станем богаче и свободнее -- хотя бы в возможностях действовать.
Ясно, что в такой структуре нет Гурья (и положенной ему пайки гурьевской каши), но про это было сказано ещё в какой-то книжке Рерихов: ~"Нужно будет -- и муравей гонцом станет."