Мертвец Джима Джармуша и душа в русской культуре

Mar 03, 2007 20:42



Кислотный вестерн или синтез индейцев с белыми - чем бы ни был он для мирового кинематографа, для меня он остается одним. Практически научной статьей о взаимодействии духов с материальной вселенной - где-то начиная со стрельбы по бизонам, из вагона, где едет Блэк.

В конце 19го века переселенцы истребили миллион местных бизонов. Отстрел, в том числе из поездов, был санкционирован правительством. Бизоны служили основным сырьем для выживания индейцев. По крайней мере, из шкур шили джинсы.

В фильме есть сцена, где Депп спит с подстреленным олененком. Несмотря на то, что снято так превосходно грустно, на мой взгляд, это самый геройский момент кина.

Мифология настоящего Блейка - о порочности, грязи и зле Лондона - как бы там ни было в протоколах истории, в кине больше, чем культурный момент. Не зря Блейк в мертвеце - Блейк, а не Шарлота Бронте или Эдгар По (хотя, по силе мистицизма, вероятно, подошел бы скорее).
Наверное, каждый переживал момент, когда вселенная казалась самым ужасным, вонючим местом - не важно, Лондон это или дикий запад, Питер или готическая германия. Самое жуткое место для духа.

Настоящая Тэл - Тэл из Книги Вильяма Блейка - спрашивает у облака «Почему кончается весна, почему все проходит?». Облако отвечает - нет, хоть я и скрываюсь, но всегда возвращаюсь обратно. А Тэл ему - а если я уйду, не вернусь. Потом она спрашивает у ручейка. И он говорит, что мы должны жить не ради себя, а для других, и прочая чушь.

Подстреленный олененок в лесу, с дыркой в шее - никому не нужная часть материальной вселенной. Добавь к телу дырку и будет развенчание смысла.

В зеркальных сценах олененок не участвует. В каждом ландшафте противоположная группа героев появляется по-очереди. Олененка видит только подстреленный Блейк. Кажется, именно здесь с него слетают все социальные контуры и смыслы за раз.

Не надо ржать, но все это вдруг как-то связалось с Гоголем, Булгаковым и поиском национальной идеи. Любая найденная будет так же реальна как популярность девицы Хилтон. Это ясно. Мы, кажется, вообще не в курсе, что такое идея.

Но я не хочу говорить о сложных вещах. Я имею в виду совсем простые.

Вот, например, «душа». Если сравнивать с точки зрения участия концепта в быту мейнтстрима :)… Ахтунг! Душа в русской культуре на выходе - глюк - такой же, как наемный убийца, спящий с плюшевым мишкой и спрашивающий у товарищей: «Тебе никогда не хотелось стать луной?».

Меня насмешил этот контраст. У моего высоко духовного народа нет Бэтменов, Суперменов и Мертвецов. Мы, духовные (читай "нематериальные"), существуем исключительно телесно - даже там, где в силу нематериальности можно обладать какими угодно свойствами - в репрезентативе культурных традиций. Аллегории писал Крылов, и то басни, и передирал переводами с немцев. Жанра мистики/фентази у нас вовсе исторически нет. Последним, кто шутил на тему тонкого мира, был русский юморист Николай Васильевич. Единственным героем, который действовал - не совсем, но почти - в качестве бессмертной души, был Мастер, и тот из психушки.

Каким образом мы присвоили себе это ценное качество - духовность - и уперто не сомневаемся в том, что обладаем им практически эксклюзивно. Как белый святой отец на северной переправе в Квакьютл эксклюзивно обладал табачными листьями.

- У тебя есть табак?
- Нобади, я не курю…

Душа когда-нибудь будет гореть в аду и, по слухам, умеет летать. Когда отходит. Кажется, это все, что мы знаем.
Previous post Next post
Up