Дмитрий Корибут. 1386 г.
Ягелло. 1382 г.
Для начала хотелось бы отметить, что композиция печатей (фигуры самих князей и их лошадей), за исключением мелких деталей, практически идентичная, что наводит на мысль об едином мастере, либо подражании. В связи с этим хотелось бы отметить, что эти печати могут отнюдь не отражать реальное вооружение князей, а лишь свидетельствовать о знакомстве политической элиты ВКЛ с тем или иным видом защитного и наступательного вооружения.
Учитывая степень деталировки, остановимся лишь на нескольких основных элементах вооружения князей, о которых можно говорить с большей долей вероятности.
1. Корпус. На обоих печатях отчётливо просматриваются простые нагрудники, столь популярные как-раз в 80-90-е гг. XIV в.
Причём на печати Корибута отчетливо видно, что заклёпки, крепящие плечевой ремень. расположены не горизонтально, а вертикально, как на этой статуи Св. Георгия из Баварского нацианального музея (1390-1400 гг.)
На этом сходство со статуей Св. Георгия не заканчиваются. Обратите внимание на нижнюю кромку нагрудника на обоих печатях. Изначально я подумал, что это заклепки, крепящие к нагруднику бригандинный набрюшник, но всё же это не он, а пояс, украшенный бляшками, который при помощи дополнительных ремней фиксирует нижний пояс, висящий на бедрах, к которому у Корибута подвешен меч, а у Ягелло - кинжал. Аналогии, кроме указанной статуи, прилагаются:
Св. Георгий из Баварского нацианального музея (1390-1400 гг.)
Св. Маурициус, 1382 г.
Нюрнбергский фонтан, 1380 г.
2. Конечности.
На обоих печатях однозначно читается латная защита ног, с массивной коленной чашечкой (при этом как правило отсутствует верхняя переходная пластина, и коленная чашка склёпывается сразу с набедренником) , что косвенно свидетельствует о влиянии итальянской моды. Аналогии есть "в железе", причем синхроныые печатям.
Юношеский доспех Карла VI.
Что касается рук, то на обоих печатях видны широкие краги, что свидетельствует о наличии латных перчаток, т.н. "песочных часов". Аналогиий тут может быть тьма, но ограничусь демонстрацией перчаток из гарнитура уже упоминаемого Карла VI.
и их английских "сверстников"
Что касается собственно защиты руки, то могу лишь предположить о кольчужной защите на Корибуте, и латной на Ягелло (мне кажется, что на Ягелло можна рассмотреть сегментированный наплечник и нижнюю трубу наруча), но это, увы, лишь мои догатки.
3. Голова.
Ю. Бохан в своих работах интерптерирует эти шлемы как шишаки восточного типа, либо же как аналогии шишаков, найденных в Польше (Мельно, Черняховск и т.д.). Относительно Ягелло эти выкладки выглядят вполне разумными, учитывая наличие "яблока" на верхушке шпиля его шлема, а также его ровный нижний край. А вот с Корибутом я осмелюсь выдвинуть ещё ону версию. Основывается она на следующем: шпиль его шлема не так высок, нак у Ягелло, не несет характерного завершения в виде "яблока", имеет давольно плавные очертания, при которых стенки купола довольно изящно переходят в оттянутый назад невысокий шпиль, а также непонятную округлую выпуклую часть спереди шлема, которую принята трактовать как козырек шлема. Учитывая характер источника (это все же печать), а также положение головы, обращенной лицом к зрителю, осторожно предположу, что на Корибуте не что иное, как бацинет с приподнятым забралом.
Обратимся к западным аналогиям.
а. Ирландский рисунок XIV, показывающий, что некий бацинет, развернутый своим лицевым вырезом в сторону зрителя, при достаточно высоком куполе, весьма смахивает на шишак.
б. Купол некого бацинета, пускай им будет т.наз. "чесночная голова" из Метрополитена, в анфас выглядит аналогично куполу, представленному на печати Корибута.
в. Не держим в уме голову некоего Фридриха фон Саксенхаузена (1400 г.), а также обращаем внимание на то, что округлая часть лицевого выреза, сформированная кольчужной бармицей, весьма похожа на таковую у Корибута.
г.Возьмем некоторое количество западных источников, на которых бесспорно присутствуют бацинеты с забралом, которое при этом, по тем или иным причинам, выглядит весьма условно, лишь отдаленно напоминая своих сородичей.
Надгробие Иохана фон Брандшайта из Кильбурга, нач. XV в.
Триент, 1440 г.
Англия, 1370-е гг.
Рудоль фон Саксенхаузен. 1371 г.
Костел в Стжегоме, Силезия. Конец XIV в.
Фигура правее Св. Ласло. Монастырь Карашко, Славакия.
Теперь мысленно представте, что все эти изображения показаны в анфас, да ещё на печати...
В заключении хотел бы представить на всеобщее обозрение печать Филипа Доброго, герцога Бургундии за 1435 г.
Очевидно. что на нём одет грандбацинет с забралом, но всилу условности изображения он не очень то похож на его прототипы, сохранившиеся "в железе". Да и в целом, детализация изображения на этой печати ничем не лучше, чем на большинстве печатей литовских князей, однако многие скептически относятся к ценности литовских печатей при изучении вооружения ВКЛ, как мне кажется, весьма напрасно.
UPD:
и
.