Навагрудак-"Літоўскі" любым коштам.

Oct 14, 2010 03:29


Аднойчы давялося спрачацца наконт этнічнай праналежнасці насельніцтва Навагрудка і ваколіц. Апанент, заўзята адстойваў балцкае паходжанне гэтага насельніцтва, упарта спасылаючыся на тое, што ў ваколіцах Нясвіжа па-літоўску размаўлялі ў 16 ст., а ў Навагрудку нават у 19 ст. Пры гэтым ім не разглядалася версія аб звычайным перамяшчэнні гэтага самага ( Read more... )

славяне, археалогія, балты

Leave a comment

gasztold October 19 2010, 15:08:29 UTC
вот именно, -- окрестности Свири и Мядзела являются вост. окраиной ареала культуры восточнолитовских курганов. но только одного я не пойму: а нафиг нужно подразделять территорию этого "аукштотского племенного" (по опред. Томаса Баранаускаса) арх. ареала на какие-то высосанные из пальца "внутриаукштотские" племенные?? /клановые?? /субэтнические территориальные образования, как это делают (исходя из наличия внутри ареала КВЛК некоторых еле заметных на глаз "региональных отличий") Гинтаутас Забела с Т. Баранаускасом? и откуда у совр. историков эта нерушимая привязанность к уже стереотипным, но по-прежнему изобилующим всевозможными изъянами (в том ч. даже типичными "народными этимологиями") моделям административно-террит. устройства раннего ВКЛ, когда-то "разработанным" Вольтером либо Ловмяньским?

//напомню, что

первый из этих двух "отцов-прародителей" почти всех бытующих ныне теорий по локализации балтских террит. образований 13 века около 1900 г. выдвинул ну просто сногсшиб. гипотезу о тождестве летописных Нальщан с окрестностями 2-3 деревень под названием "Нолишкис" (диалект. "Налишкис"), расположенных недалеко от Уцяны (кстати, окончательно утверд. в таком мнении немцу очень помогла ?? писанина по вопросу происх. регионима "Нальщане" "величайшего из лит. языковедов" К. Буги; ср., совр. лингвисты-литуанисты касательно этимологического значения рассматриваемых и др. топонимов с суффиксом -ишк- придерж. мнения, что суффикс -ишк- в подобных случаях однозначно указывает на былую принадлежность соотв. населенного пункта или группы нас. пунктов /в нашем случае -- 3-4 деревень под назв. Нолишкис, Налишкис, Нолишкяй/ конкретному лицу, имя которого отражено в основе рассматриваемого нами топонима /в нашем случае имя историч. владельца деревень под назв. Нолишкис, Налишкис, Нолишкяй (находящихся в окрестн. городов Утэна и Шяуляй) приходится реконстр. как Nalys или Nolys/),

а второй около 1930 г. "пошел еще дальше", т. е., найдя в Рижском списке Ливонской рифмованной хр. (во фрагменте, описыв. поход ливонцев на Нальщанскую з. в 1229 г.) мнимый "вариант названия" Нальщанской земли alsen (в Гейдельбергском же списке в том же фрагменте текста ЛРХ фигурирует форма nalsen), а также, возможно, находясь под влиянием гипотезы А. Киркора о тождестве Нальщан (в разных "латынянских" источн. упом. как Nalsen, Naals, Nalez) с Гольшанами (в путевой книге Тевтонского ордена от 1385 г. упом. как Galse, -- ср. с формой, употребл. лазунскими и дзевянишкскими аукштайтами: Galšia) :), "свою" Нальщанскую землю "натяпал" на всю восточную окраину современной ЛР и на весь крайний северо-запад совр. РБ.//

а имей бы тогда хоть один из этих двух "локализаторов блт. земель" под рукой "Дублинскую рукопись" (по известному фрагменту которой совсем нетрудно понять, что "нальщанская" этнич. общность существовала как вполне самост. этнос -- а не какой-то там чёртов "подвид аукштайтов", и что ее представители проживали уж точно не к востоку от "[восточно-]литовской археол. области"), то сейчас, наверное, никому бы и в голову не приходило летописную Нальщ. землю искать на стыке (Полоцкой) Руси и ареала КВЛК.

ой -- и опять неск. чрезмерно длинных предложений из под моих жамойтских ногтей выскочило... не, ну чё это со мной, на самом деле... ради бога, простите меня за это и за все остальное...

Reply

gedygold October 19 2010, 19:12:15 UTC
Хм, спасибо за отличный ответ!
У меня к Вам несколько вопросов:
1. Почему Вы соглашаетесь с мнением Т.Бароанаускаса о том, что культура восточнолитовских курганов принадлежит к аукштайтскому племенному союзу? Мне всё же кажется, что это несколько разные "вещи". Во всяком случае на ранних стадиях эти арх. культуры явно имеют существенные отличия в погребальных памятниках и мат. культуре. Хотя вот с конца 13 века, признаю, наблюдается исключительное сближение этих показателей и лично я отличить по находкам вещи, происходящие из ареала культуры восточнолитовских курганов от вещей из ареала аукштайтов не могу((( С удовольствием бы обсудил этот вопрос с Вами на детальном уровне, так как меня, собственно говоря, именно он и интересует в первую очередь в археологии.
2. Может быть Вы не против когда-нибудь обсудить тему происхождения литовского боярства?
3. А в каком труде А. Киркора озвучена версия о тождестве Нальшан и Гольшан?
4. Про говор девянишских аукштайтов есть какое-нибудь специализированное исследование? С интересом бы почитал.
5. Не стоит злиться, мне на самом деле интересно общаться с Вами. Спасибо!

Reply

gasztold October 20 2010, 15:22:17 UTC
между нами тут произошла некая неувязочка, суть которой закл. в том, что вы ареал культуры среднелитовских безкурганных могильников (5-12 вв.) называете "арх. ареалом аукштайтов", а я этот же ареал по своему сознательно-злостно-антимодерновому обыкновению именую "арх. ареалом жамойтов".

1. с мнением Баранаускаса (точнее, с мнен. превосходной лит. археологички :) и вообще ученой Лаймы Вайткунскене /см. в: Vaitkunskienė L., Dėl žemaičių kilmės // Žemaičių praeitis, t. 1, V., 1990, p. 26-41./, а заодно и мнением мнооогих других археологов да историков, которые о 1) "жямайтской" и 2) "аукштайтской" арх. культурах, т. е. о носителях соотв. 1) культуры среднелитовских безкурганных могильников и 2) культуры восточнолитовских курганов писали еще "до Таутавичюса") о том, что носителей культ. восточнолитовских курганов (5-11/12 вв.) следует считать членами восточно-балтского "пра-аукштайтского" племени, а их потомков -- аукштайтским /=верховским/ субэтносом литовского этноса я согласен по той простой причине, что полностью не переношу ну прям-таки по-детски редукционистскую теорию (конец 1960-х) лит. археолога Адольфаса Таутавичюса о якобы "литовско-аукштайтско-жямайтской" структуре лит. среднев. этноса; эта его теория о трех "пралитовских плем. союзах" //ср., ваш покорный слуга членов этих трех пресловутых "плем. союзов" наз. соответственно "литовцами-аукштайтами" ("бывшими прааукштайтами"), "литовцами-жямайтами" ("бывш. этническими лейтями", т. е. "пражямайтами") и "корсовой" ("б. южной зимиголой" и "б. булевичами")// появилась на свет, как не странно это может кому-то показаться, не тока из-за неописуемой никакими словами тупости А. Т., но и благодаря дилетанству польского лингвиста Яна Отрембского, в одном из латиноязычных док. переписки Ливонского ордена от 1322 г. сумевшего "разглядеть" аж три составные литовскоязычного ядра ВКЛ и литовского средневек. этноса, т. е. не только аукштайтов и жямайтов /=верховских литовцев и низовских литовцев/, но, наряду с ними, еще и "собственно-литовский" лит. субэтнос (хотя в немецкоязычном оригинале того же документа ЛО никаким "собственно-литовским субэтносом" даже не пахнет). в 1958 г. Отрембский об этом своём "открытии" прокукарекал в 1 томе своей Gramatyki języka litewskiego, ну, а дальше всё, как говорится, пошло-поехало по нарастающей. т. е. последовали основанные на "открытии" Отрембского "теории" Таутавичюса и Ермаловича, основанная на "трудах" Таутавичюса локализация Э. Гудавичюсом /явно "субэтнической"/ аукштайтской земли под латинизир. названием Nerge возле устья Нявежи, т. е. в самой сердцевине историч. Жамойти, и т. д., и т. п.; кстати, начиная с 1990-х уже даже и лит. телевизионщики /правда, не все/, видимо, нахлебавшись мудростей Таутавичюса и его последышей, вещая прогноз погоды в Шавельско-Паневежском субрегионе, этот субрегион, как правило, обозначают термином "Северная Аукштайтия".

Неб. поправка (тока, давайте, не в обиду): "радикальное сближение" упомян. вами показателей (а если выразиться по-конкретнее :) -- окончат. слияние до того вр. отдельной пра- и прото-аукштотской этнической общности /=общности носителей КВЛК/ с жамойтской/срединнолитовской этн. общностью) наблюдается, по моему разумению, не с конца 13, а уже с конца 12 века.

2. ну, в принципе то я не против, но тока имейте в виду, что худой из меня знаток в ранней истории (14 в.) лит. боярства.

3. в изд. "Живописная Россия", -- т. 3, СПб, 1882.

4. подговоры дзевянишкских, лазунских, гервятских, ...., .... аукштайтов -- это всё составные так наз. "виленского говора" (rytų aukštaičių vilniškių šnekta) восточно-аукштайтского поднаречия аукштайтского наречия (по классифик. Зинкявичюса-Гирдяниса, -- если откровенно, то каждый раз, когда мне прих. сталкив. с этой, по сути, "шлейхеровской" классифик., она меня просто в бешенство вводит). Об этом говоре, а также о его дзевянишкско-лазунском подговоре сейчас уже имеется (даже в сети) не так уж и мало професс. исследований, но, к большому моему сож., почти все эти исслед. опубл. лишь на литовском.

Reply

gasztold October 20 2010, 15:23:46 UTC
Про "девянишкско-лазунский подговор вильнюсского говора" читайте в:

Arumaa P., Litauische mundartliche Texte aus der Wilnaer Gegend mit grammatischen Anmerkungen. - Dorpat, 1930. S. 24-40.

D i e v e n i š k ė s, 1995. Sud. V.Mačiekus. Vilnius: Mintis.

Fraenkel E., 1936, Apie Vilniaus krašto lietuviškų tarmių ypatybes // Lietuvių tauta. T. V(1).

Grinaveckienė E., 1969, Lietuvių ir slavų kalbų gramatiniai kontaktavimo reiškiniai pietryčių Lietuvoje // Lietuvių kalbotyros klausimai. Lietuvių kalbos gramatikos tyrinėjimai. T. XXI.

Grinaveckienė E., 1993, Šaltinių šnektos tekstai // Lietuvių kalbotyros klausimai. Periferinės lietuvių kalbos tarmės. T. XXX.

Grinaveckienė E., 1995, Lituanizmai Šaltinių kaimo baltarusių šnektoje // Dieveniškės.

Grumadienė L., 1995, Kaip kalbama Dieveniškių apylinkėse // Dieveniškės.

Lipskienė J., 1968, Frazeologizmai // Dieveniškės.

Lipskienė J., 1968, Tarmės apžvalga // Dieveniškės.

Lipskienė J., Vidugiris A., 1967, Dieveniškių tarmė // Lietuvių kalbotyros klausimai. Lietuvių kalbos gramatinė sandara. T. IX.

Mikulėnienė D., Morkūnas K., 1997, Dieveniškių šnektos tekstai. Vilnius: MELI.

Petrauskas J., Vidugiris A., 1985, Lazūnų tarmės žodynas. Vilnius: Mokslas.

Senkus J., 1958, Kai kurie Lazūnų tarmės ypatumai // Lietuvos TSR MA Darbai. T. I (4).

Vidugiris A., 1983, Dėl kalbų kontaktavimo pietryčių Lietuvoje // Lietuvių kalbotyros klausimai. Kalbų kontaktai Lietuvos TSR. T. XXIII.

Vidugiris A., 1995, Dieveniškių šnektos savitumas // Dieveniškės.

Также очень вам рекомендую когда-ниб. прочесть (если еще не читали) весьма интересную ст. Пятраса Кальнюса о Вильне как "городе на дзукско-аукштайтской этногр. границе" http://www.minfolit.lt/arch/15501/15829.pdf

Reply

gedygold October 20 2010, 20:27:02 UTC
Дзякуй вялікі!
Кстати, а Вы работаете по специальности? А то не похоже, что Вы просто любитель истории...

Reply

gasztold October 26 2010, 14:50:21 UTC
да, фактич. по специальности.

Reply


Leave a comment

Up