Avia B-135

Apr 05, 2016 20:22


Что вы знаете о немецком истребителе периода Второй мировой войны - Avia B-135? Думаю, что мало кто ответит. Потому, что вопрос с подвохом: этот истребитель, выпускавшийся серийно на территории нацисткой Германии - на самом деле не немецкий, а české letadlo. Т.е. чешский самолет.


Этот истребитель в 1937 году начали проектировать конструкторы из КБ чехословацкой авиационной фирмы Avia. У этой фирмы уже был опыт создания очень неплохого истребителя-биплана Avia В-534. Новый самолет - уже моноплан - должен был прийти на смену устаревающему биплану. Самолёт, получивший обозначение В.35, имел смешанную конструкцию: фюзеляж изготовили из алюминиевых труб, а эллиптическое крыло из дерева. По плану на самолет должны были установить лицензионный двигатель Avia 12Y-1000 (1000 л.с.) водяного охлаждения, полностью закрытую кабину пилота, закрылки, убирающиеся шасси, радиостанцию и т.д. Однако первый прототип имел пока ещё неубираемое шасси в обтекателях и двигатель Hispano-Suisa 12Yrds (850 л.с.), перекочевавший от Avia В.534.4. Вооружение самолёта было довольно мощным и состояло из двух фюзеляжных синхронных 7,62-мм пулеметов vz.30 и одной 20-мм мотор-пушки Hispano-Suiza.


Прототип В.35.1 впервые поднялся в воздух в сентябре 1938 года, в самый разгар Судетского кризиса. Но работа над самолётом продолжалась, тем более что прототип, переданный Авиационному Исследовательскому Институту в Праге-Летнани, показал хорошие взлетно-посадочные и пилотажные характеристики. На испытаниях была достигнута скорость 480 км/ч, и это не являлось пределом. К несчастью В.35.1 разбился в аварии 22 ноября 1939 года и восстановлению не подлежал. Второй опытный образец отличался большими по площади закрылками, уменьшенными элеронами и слегка переделанной средней частью фюзеляжа. Его облетали лишь в январе 1939 года, за два с небольшим месяца до развала Чехословакии и немецкой аннексии Чехии.



С приходом немецкой администрации процесс доводки истребителя не приостановили - чешским инженерам разрешили работать дальше по окончательной доводке истребителя. В августе 1939 года был облетан третий прототип самолета B.35.3. Основным отличием от предыдущих прототипов стали убирающиеся стойки шасси и некоторые мелкие улучшения, позволившие при прежнем двигателе мощностью 850 л.с., достичь скорости порядка 530 км/ч (что весьма неплохо: например, Як-1, при мощности двигателя в 1020 л.с. имел максимальную скорость 570 км/час). Он-то и стал основой для серийного истребителя B.135. В целом повторяя прототип, В.135 имел крыло увеличенной площади с прямоугольными законцовками. Несколько изменился состав вооружения - вместо английской пушки самолёт получил немецкую 20-мм MG-FF.




Первый публичный показ прототипа В.35.3 состоялся в 1939 году на авиавыставке в Брюсселе. Самолет экспонировался под флагом Протектората Чехии и Моравии, с немецким регистрационным номером D-IBPP. По окончанию выставки серийной версией Avia B-135 заинтересовались ВВС Болгарии, рассматривавшие его как замену устаревшим чешским же Avia В.534.4. В 1940 году болгары изъявили желание купить 12 истребителей модификации Av.135 и выпустить по лицензии 50 таких же самолётов, однако с первого раза договориться с немцами не удалось. После повторных переговоров было подписано соглашение на поставку в течении трех лет(!) двенадцати истребителей и 62 мотора (лицензионная версия Hispano-Suiza 12Ydra) к ним. Серийное производство 50 самолетов решили начать на заводах ДАР. Немцы особо не торопились, и в итоге самолеты чешского производства и 35 двигателей к ним поставили болгарам только к 1942 году. Неловкость данной ситуации заключалась в том, что Av.135, конечно, к 1942 году успели устареть. Все эти истребители перевели в учебные эскадрильи, начав переоснащение боевых частей на Bf.109G-2. И все же повоевать Av.135 пришлось.


17 апреля 1944 года эти истребители были подняты на перехват большой группы американских бомбардировщиков. К Софии приближались 350 В-17, летевших четырьмя волнами в сопровождении 100 истребителей Р-47D и Р-51В. В воздух были подняты 2-я и 3-я авиагруппы (около 30 Bf.109G-6 и семь D.520), а также четыре учебных Av.135, вооруженные всего двумя 7,62-мм пулеметами. Болгары сбили по одному В-17 (уничтожен тараном) и Р-51, серьёзно повредив пять бомбардировщиков, сами при этом потеряв семь “мессеров”. Поскольку риск совсем остаться без истребителей резко увеличился, старые чешские машины в бой больше не бросали. До конца войны они летали как учебные самолёты, после чего были сданы на слом.
Тактико-технические данные истребителя Avia Av.135 :
Размах крыла, м: 10.85
Длина, м:                 8.58
Высота, м:                 2.59
Площадь крыла, м2: 17.00
Масса, кг
-пустого самолета:  1906
-нормальная взлетная:  2422
Тип двигателя: 1 ПД Avia (Hispano-Suiza) HS 12 Ydra
Мощность, л.с:. 1 х 850
Максимальная скорость , км/ч: 534
Крейсерская скорость , км/ч:     462
Практическая дальность, км:     550
Максимальная скороподъемность, м/мин: 804
Практический потолок, м: 9500
Вооружение: одна 20-мм пушка MG FF и два 7.92-мм пулемета wz. 30
https://vk.com/ww2_1939_1945?w=wall-131231_70360

авиация, ВМВ, ВК, история

Previous post Next post
Up