На Blogger:
http://gebalex-zapiski.blogspot.com/2012/09/1-School-children-on-bicycles.html Второе утро с начала рабочей недели тепло. Чуть ниже плюс двадцати. Езда на велосипеде доставляет удовольствие: не надо одевать куртку, простой футболки достаточно. Встречного ветра нет. По-моему вообще никакого ветра нет. Деревья еле шелестят листвой.
По пути на работу, нажимая на педали, наблюдал такую картину. Отъехав 2-3 км от дома, на Бемеродер штрассе - Bemeroder Straße в районе Зеелхорста - Seelhorst, нагоняю группку школьников на велосипедах. Человек 10-12. Едут довольно плотно и занимают всю ширину дорожки. Я потихоньку, чтобы не вспугнуть, нагоняю последний ряд и становлюсь довольно плотно к крайнему левому велосипеду. Мальчишка или девчонка, не помню кто именно, замечает меня, чуть-чуть отстаёт, пропуская меня и кричит вперёд: “Fahrrad! Rechts halten!”, что можно перевести как: “Велосипед! Прижмитесь вправо”. И на самом деле все участники группы без лишних слов подвинулись вправо, кто проехал вперёд, кто чуть отстал, сделав для меня таким образом коридор, по которому я и проехал, обогнав их. Какое-то время ехал и думал, что же это было: дисциплина, привычка к порядку, воспитание или соблюдение правил движения?
Перед глазами всплыли картины, как родители здесь учат своих детей не только ездить на велосипеде, но и как правильно себя вести на дороге. Учиться ездить малыши начинают чуть-ли едва не научившись ходить. Ещё дошкольники лихо крутят педали на двухколёсных велосипедах. Причём ездят, как правило, в сопровождении старших, которые подсказывают, где, как и что можно и нужно делать. Ещё до наступления совершеннолетия, подростки уже не только знают элементарные правила дорожного движения, но и почти всегда неукоснительно их соблюдают.
Порассуждав над этим пришёл к заключению, что в таком социальном поведении все эти качества играют свою определённую роль. Воспитание? - Да! Может быть даже в первую очередь. Ребёнок может быть неряхой, что-то плохо делать, но некоторые жизненно необходимые вещи, ему втолковываются упорно и настойчиво, вырабатывают в нём условные и безусловные рефлексы. Действительно важные вещи не пускают на самотёк. К этому потом добавляется пошаговое и практическое заучивание пешеходных и велосипедных правил, а позднее и правил дорожного движения. Постоянный контроль за этим и повторение приучают к дисциплине и привычке на уровне рефлексов соблюдать эти правила. И вот результат на лицо: “Fahrrad! Rechts halten!”, - “Велосипед! Прижмитесь вправо”.
До работы добирался на чуть больше минуты, чем вчера. По всей видимости не такой благоприятный расклад условий дорожного движения: больше и чаще стоял на светофорах, и переезд через дорогу в парк был дольше заблокирован снующими туда-сюда машинами.
Ганновер, вторник, 12.09.2012