Размышления о неофитах и фотографии

Jun 25, 2015 22:12

Фотография стремительно завоевывает мир, в очередной раз. Ежедневно террабайты фотографий вываливаются в Интернет, фотокамера есть практически в любом мобильном телефоне, цифровые "мыльницы" стоит дешевле чем семейный поход в не самый дорогой ресторан, зеркалки и оптика к ним стали легкодоступны, особенно это было заметно до осени 2014г. (а ведь я еще помню времена, когда самая простая и самая дешевая цифроцеркалка Canon 300D стоила полторы тысячи долларов). Стремительно подешевел студийный свет, появился недорогой постоянный свет на светодиодах, который гораздо легче к освоению (и дешевле) нежели студийный импульсный.
Миллионы людей ежедневно снимают миллионы фотографий и выкладывают их в соцсетях, тысячи неофитов выходят на тропу "профессиональных фотографов" и предлагают свои услуги по изготовлению очередных замусоленных сюжетов. Что в этом плохого? - да ничего в принципе, гениальный Шнур уже высказался по этому поводу http://www.youtube.com/watch?v=tSgizzkkbh0 так, как никто другой не скажет.

[читать далее]
Так с чего я начал писать этот пост? Окружающие знают мое увлечение фотографией и нередко спрашивают мое мнение, о той или иной работе, ожидая может быть какую-то похвалу своей работе, или увидев в Сети какуй-то очередной фотовысер предлагают мне разделить с ними радость созрецания "шедевра".
И обычно (гораздо чаще чем хотелось бы) я просто пожимаю плечами и не высказываю никакого восхищения, тогда меня просят пояснить, а что по моему мнению "не так". Если человек адекватен - я ему говорю, что по моему мнению "не так", но часто моя попытка объяснить свою позицию вызывает негатив и агрессию, неофиты свято верят в свою гениальность и непогрешимость.

"ГОРИЗОНТ ЗАВАЛЕН!"

Давно-давно я узнал самый универсальный рецепт неудачного фото - неправильное кадрирование. Казалось бы, в современном мире есть тысячи книг, статей, научных работ, посвященных пропорциям человечекого тела, правильному построению кадра, "золотому сечению" и т.д. - читай, пользуйся, учись.


Но молодые непризннаные гении слишком круты, чтобы снизойти до  огромного опыта их предков. Они считают, что главное - это сделать погламурнее, лицо по центру, и не знают никакого другого способа фокусировки, кроме фокусировки по центральной точке. А если им сказать про литературу по изобразительному искусству - то посмотрят на тебя как на идиота, какая такая нахер литература, они же Гении!


Про направление взгяда, пространство и объем они не слышали и слышать не хотят, ибо большинство клиентов совершенно не притязательны, многие хотят чтобы "главное погламурнее" и "хавают" даже откровенный брак.

Но знаем ли мы законы гармонии или не знаем - законы работают. И гляда на работы действительно профессиональных фотографов клиенты (чаще клиентки) неофитов начитают замечать, что "что-то не так". Им не хватает образования понять, что именно не так с технической стороной, но где-то в душе они чувствуют, что им продали не свежий товар. Ну и неофиты, нащелкав миллионы шлака начинают понимать некоторые правила построения кадра, а некоторые даже дорастают до того, чтобы прочитать статейки (книжки - это же слишком сложно!) о правильном кадрировании. Молодые гении подтягивают технику фотографии, клиенты повышают требования к качеству, фотографы опять шлепают кучу фотографий, клиенты показывают мне - я опять говорю "так себе" :)
"Да почему же?" восклицают они, вроде и кадрировано правильно, и "девочка красивая", и макияж дорогущий и свет правильный - все технически верно, "но чего не хватает то?" читаю я в их глазах... причем они сами чувствуют, что "что-то не то", иначе бы не спрашивали моего мнения.

"Не верю!" (с)

Много лет назад я с упоением читал книжки и статья про техническую сторону фотографии, кадрированию, глубине резкости, работой с экспозицией и т.д., посещал мастер классы и фапал на работы мастеров. И меня тогда всегда точил некий червяк, какое-то чувство, что я чего-то не знаю и не понимаю. Вроде вот два портрета, но на один из них посмотришь и не вспомнишь, а другой будешь разглядывать снова и снова... в чем секрет? - много лет я не мог понять где та грань которая делает фотограцию искусством.
Но как то раз я беседовал с младшим братом, который в то время учился в институте искусств на актерском факультете. Брат мне рассказывал в чем суть системы Станиславского, и тут меня осенило!
Станиславский учил наполнять физическое действие психологическим содержанием: фантазией, чувствами, внутренними действиями. Станиславский считал, что главное на сцене - действие, причем действие - это не только движение актера, не его речь или мимика. Хороший актер может производить "действо" даже просто стоя и молча на сцене. Проведя аналогию с фотографией я понял в чем секрет хорошего кадра - в нем должно быть действие, сюжет. Недостаточно просто снять красивого человека, надо снять его так, чтобы передать некое действие, эмоции и чувства. Причем для этого даже не обязательно снять технически идеально, не обязательно вызывать реальные эмоции, можно снимать и постановку - важен результат, фотография вызывающая эмоции!


Фотография Юрия Богатырева в роли Егора Шилова - один из моих любимейших портретов, гениальный снимок на который я не устаю смотреть.

А сейчас в соцсетях  идет тренд на пустой гламур, просто красивые красочные фото без сюжета, похожие друг на друга как две капли воды: томные взгляды, неестественные позы и пустые глаза на фоне дорогих шмуток и машин... миллионы фотографий, которые не вызывают абсолютно никаких эмоций. И мало кто из неофитов даже задумывается о том, что фотография без сюжета - просто картинка ни о чем. Но объяснить им это - практически непосильная задача.... Поэтому я просто показываю им те фотографии, которые считаю хорошими.






...

P.S. Все вышеописанное - чисто мое ИМХО, на непогрешимость не претендую. Примеры плохих фотографий не привожу намеренно.

P.S.S. Фотография - мое хобби на протяжении 30 лет, снимать за деньги не брался, хотя снимал кое-какие мероприятия по просьбе друзей и родни. Всегда считал, что если хобби превращается в профессию - то хобби конец. Любимые сюжеты: портрет и репортаж. Снимаю на Canon EOS, снимать предпочитаю фиксами. Немало времени потратил на свое хобби, изучал литературу по скульптуре, изобразительному искусству, посещал мастер-классы. Постоянный посетитель хороших фото-галлерей.

В общем "целую, Пух!", заранее извиняюсь если кого обидел...

Previous post Next post
Up