Многие читали знаменитый приключенческий роман «Д’Артаньян и три мушкетёра», написанный якобы Александром Дюма-отцом.
Разумеется, Дюма участвовал в создании романа, но написал он его не один, а в соавторстве с неким Огюстом Маке, чьё имя почти не оставило следа в литературе. Предлагаю вашему вниманию несколько фактов об этом талантливом писателе.
1. Знакомство Дюма и Маке началось с того, что Дюма помог Маке в работе над пьесой
Огюст Маке и Александр Дюма познакомились в 1838-м году, причём Маке тогда был не слишком известным драматургом, а вот Дюма уже успел заработать себе репутацию талантливого писателя. Кроме того, Дюма славился ещё и тем, что был способен исправить любое не очень удачное произведение.
Итак, Маке написал пьесу «Карнавальный вечер» и предложил своё творение для постановки Антенору Жоли, директору театра «Ренессанс». Жоли пьесу отверг, и тогда друг Маке Жерар де Нерваль, поэт-романист, с которым Маке иногда работал в соавторстве, предложил показать пьесу Дюма в надежде на то, что тот поможет исправить некоторые
неудачные моменты.
После работы Дюма пьеса несколько изменилась, в том числе поменяла название на «Батильду», и была принята к постановке в театре. Так и началось сотрудничество двух авторов.
2. Первым написанным в соавторстве романом Маке и Дюма был «Шевалье д’Арманталь»
Изначально Маке хотел назвать свой роман «Добряк Бюва». В романе рассказывалось о заговоре Челламаре - политическом сговоре с целью сместить Филиппа II Орлеанского, стоявшего у власти в середине XVIII-го века, с поста регента Франции. Разумеется, в романе предполагалось описание множества приключений, политических интриг и наличие коварных политиканов, которым противостоит обаятельный герой-авантюрист - в общем, всё то, что ценилось французскими читателями того времени.
Дюма прочитал отрывок из романа и выразил одобрение. Кроме того, он предложил Маке свою помощь в переписывании неудачных фрагментов и редактуру. Маке с радостью согласился, и фактически роман был написан двумя писателями в соавторстве, причём кто из них сделал больше работы - неизвестно.
Когда дело дошло до выхода романа в печать, Эмиль де Жирарден, известный журналист, работавший в то время в газете «Ля Пресс», где и должен был печататься роман в виде фельетонов, посоветовал обоим авторам не указывать авторство Маке. Он уверял, что роман, подписанный фамилией Дюма, будет продаваться в несколько раз дороже, чем если на обложке будет значиться «Дюма и Маке».
Оба автора признали справедливость этих доводов. Маке получил за работу компенсацию в 3 тыс франков, что по тем временам было немалой суммой, и начал работу над следующим романом.
Надо отметить, что Дюма изначально нисколько не возражал против появления на обложке имени Маке.
3. Следующие романы печатались без упоминания имени Маке
В частности, к таким романам можно отнести всем известную приключенческую историю «Три мушкетёра». Даже если вы не читали книгу, то фильм по ней смотрели наверняка, и, возможно, даже не один, поскольку книга неоднократно экранизировалось во всём мире, в том числе и в России.
Роман был написан, вышел в печать и быстро обрёл популярность, а имя Маке не упоминалось. Однако затем между Дюма и Маке возникли разногласия, и на этом их соавторство закончилось. Маке понимал, что заявлять о своём авторстве было поздно, и некоторое время молчал.
Кроме того, в 1845-м году Дюма попросил у него письменное свидетельство того, что он не претендует на авторство «Трёх мушкетёров», и Маке предоставил Дюма требуемое, руководствуясь какими-то своими причинами. Дюма же свидетельство было необходимо, чтобы вернуть своё доброе имя. Не то что оно было уничтожено, просто Эжен де Мерикур выпустил насмешливый памфлет «Фабрика романов „Торговый дом Александр Дюма и Ко“», где описывал, что на Дюма работает целая «армия» литературных негров.
Через некоторое время Маке взялся опровергать собственноручно подписанное свидетельство, заявляя, что именно он первым нашёл лёгшие в основу романа мемуары Гасьена де Куртиля, послужившего прообразом д’Артаньяна, но доказать ему так ничего и не удалось.
4. Есть мнение, что Маке написал «Трёх мушкетёров» практически в одиночку
Во время работы над «Тремя мушкетёрами» и другими романами вроде «Графиня де Монсоро», «Сорок пять», «Виконт де Бражелон» и «Сальвандир» между Дюма и Маке шла оживлённая переписка, кстати, почти полностью сохранившаяся до наших дней.
В ранних записках Дюма давал Маке некоторые советы о построении сюжета и стилистике романов. Есть и записки, где Дюма торопил своего «ученика»: просил как можно скорее написать очередной отрывок, поскольку он должен показать его издателю, а ведь его ещё нужно переписать собственной рукой - печатных машинок тогда ещё, понятное дело, не было.
Позднее Дюма перестал даже давать Маке советы, поскольку убедился, что Маке и сам отлично знает, что нужно делать, а в итоге, согласно всё тому же архиву с перепиской, даже перестал заботиться о переписывании рукописей - издатели, кажется, всё равно смотрели на «слегка изменившийся» почерк сквозь пальцы. В целом Дюма даже не заботился о том, что именно напишет Маке - он уже не сомневался в его способностях и просто передавал готовые рукописи в печать.
После ссоры Маке попытался восстановить справедливость, в частности, выпускал опровержения и обличительные письма, где говорил, что именно он и только он является единственным автором «Трёх мушкетёров». Писатель даже опубликовал в качестве доказательства главу о смерти Миледи, несколько отличающуюся от описанной в книге. Это оказалось ошибкой - литературные критики в один голос заявили, что «классическая» версия куда лучше, и всё, что есть в романе гениального, исходит именно от Дюма.
5. Маке был благодарен Дюма за помощь в литературном труде
Ученик пережил своего учителя: Дюма скончался в 1870-м году, Маке же продолжил писать, но особого признания так и не добился. Примерно через год после смерти Дюма-отца его сын написал Маке письмо с просьбой объяснить своё участие в творчестве отца, а также пролить свет на некоторые финансовые вопросы.
Маке не отрицал авторства и не скрывал подробностей своих отношений с Дюма-отцом, однако заверил сына, что денежных недоразумений между ним и Дюма-старшим не было, а сам Маке считает себя его должником, поскольку, не получи Дюма за все произведения в совокупности полмиллиона франков, им никогда не удалось бы рассчитаться.
Так или иначе, перу Маке принадлежат многие другие произведения, как романы, так и пьесы. Справедливости ради стоит отметить, что деньгами Маке действительно не был обделён - Дюма неплохо ему платил. За 20 лет до своей смерти Маке даже смог купить старинный замок, где и прожил остаток жизни, а умирая, оставил наследникам огромное состояние.