Бывает так в жизни. Трудится человек всю жизнь на одном поприще, скажем, законы сочиняет. Потратит на сочинения десятки лет, а потом вдруг придет к выводу, что его дело - кроликов выращивать. Или наоборот.
Так случилось и со скромным венгерским аптекарем с труднозапоминающимся для нас именем Тивадар Костка Чонтвари. Сидел он в своей аптеке в маленькой прикарпатской деревеньке под названием Игло и не один десяток лет. И вдруг теплой летней ночью 1881 года ему приснился сон, снизошло озарение.
Никому Костка не рассказал о своем сне, но буквально на следующий день он сдал в наем аптеку, собрал все наличные деньги, накупил кистей и красок, и уехал прямиком в Ливан, писать ливанские кедры. Больше, уже теперь художник, в своей аптеке не появлялся. Ездил в Грецию, Италию, путешествовал по Северной Африке, и за это время создал более сотни картин.
О себе он писал следующее: «Я, Тивадар Костка, во имя обновления мира отказался от своей юности. Когда я принял посвящение от невидимого духа, у меня было обеспеченное положение, я жил в достатке и удобстве. Но я покинул родину, потому что хотел видеть ее на закате своей жизни богатой и славной. Чтобы достичь этого, я долго путешествовал по Европе, Азии и Африке. Я хотел найти предсказанную мне истину и претворить ее в живопись».
В 1903 выходит в свет картина "Римский мост"
В 1907 году он пишет картину под названием "Паломничество к кедру ливанскому"
Ценность его произведений многими критиками подвергалась сомнениям. В Европе их выставляли, но в своей родной Венгрии Чонтвари раз и навсегда нарекли сумасшедшим. Только под конец жизни приехал он в Будапешт и привез туда свои полотна. Попытался завещать их местному музею, но никому они оказались не нужны. В 1919 году Тивадар Костка Чонтвари по-настоящему сошел с ума и умер нищим, одиноким, осмеянным и никому не нужным.
Похоронив несчастного, родственники начали делить добро. А добра всего было - одни лишь картины. И вот, посоветовавшись с «экспертами», полотна решили сдать в утиль, как обычный холст, а деньги поделить между собой, чтобы все было по-честному.
В это время совершенно случайно мимо проходил молодой архитектор Гедеон Герлоци. Он-то и спас творения художника, заплатив за них несколько больше, чем предлагал старьевщик.
Сейчас картины Тивадара Чонтвари хранятся в музее города Печа (Венгрия).
И вот, совсем недавно, одному из сотрудников музея, в процессе рассматривания картины Костки «Старый рыбак», написанной в 1902 году, пришло в голову приложить к ней зеркало.
"Старый рыбак"
И тут он увидел, что картина на полотне не одна, а как минимум - две!
Тивадар заложил в нее скрытый подтекст, при жизни художника так и нераскрытый. В каждом человеке может быть как Бог (продублировано правое плечо Старика), так и Дьявол (продублировано левое плечо старика).
В наши времена картина произвела своего рода фурор из-за скрытой двойственности.
Попробуйте сами разделить полотно зеркалом, и вы увидите или бога, сидящего в лодке, на фоне мирного, можно сказать, райского пейзажа, или самого дьявола, позади которого бушуют черные волны. А может, и в других картинах Чонтвари, есть скрытый смысл? Ведь не так-то прост был, оказывается, бывший аптекарь из деревушки Игло.