Аналитическая Декларация

Jan 11, 2014 21:35

«Итоги 2013 и перспективы 2014 гг.»

Политическая Программа Объединения Христианских Демократов была сформулирована в 2010 г. События последнего времени подтвердили стратегическую правоту положений и тезисов нашей Политической Программы. Возникла необходимость в Документе, призванном обозначить наше видение развития процессов в России и обозначить тактику на ближайший период.

Если иметь в виду практику власти, мы вынуждены констатировать разнонаправленность трендов, характеризующих политическое и социально-экономическое развитие современной России.
В целом развитие ситуации свидетельствует об отсутствии у режима продуманной и долгосрочной позитивной стратегии.
Положение усугубляется кризисными явлениями объективного характера, которые почти не зависят от субъективной реакции российских властей.
Мы полагаем, что нынешний кризис имеет не только российскую, но и общемировую природу и связан, прежде всего, с тем, что современная экономика зиждется на потребительском идеале, что понятие социально-ориентированной рыночной экономики девальвировано и - даже в экономически успешных странах с традиционной демократической системой - выродилось в своеобразный популистский патернализм.
Констатация этого совсем не означает, что современное государство должно полностью устраниться от решения социальных вопросов, тем более, если речь идет о поддержке слабых слоев и страт. К сожалению, именно такие рецепты минимизации социальных обязательств государства предлагаются некоторыми отечественными публицистами социал-дарвинистской направленности, наподобие Ю. Латыниной. Это - доктрина элитаризма, своеобразного «социального расизма».
Не случайно, что крайние либералы все чаще - и не только в России - сходятся по ряду существенных позиций с этническими националистами. Мы видим явственные признаки опасной деградации либерального сознания позитивистского толка.
Таким образом, мы вынуждены отметить: общемировые тенденции свидетельствуют о глубоком идейном кризисе либеральной идеологии, особенно, когда мы подразумеваем ее экономическую и социальную составляющие.
Попытки поиска ответов на эти вызовы мы наблюдаем у некоторых отечественных деятелей противоположного идейно-политического лагеря. Совершенно справедливо и своевременно, например, М. Шевченко или В. Аксючиц призывают обратить внимание на отечественный опыт, на консервативную демократию России и мира, имея в виду опыт солидаризма, опыт НТС и христианской демократии. Да и сам режим не прочь нарядиться в респектабельные ризы консерваторов. К сожалению, и их предложения, и мимикрия власти носят прикладной, даже спекулятивный характер. В конечном счете, все это направлено на оправдание существующего в нашей стране режима, на его моральную легитимацию. В тоже время, фактически дискредитируются здоровый европейский традиционализм и консерватизм, декларируемый правящей в России номенклатурой, но представленный ею же, как азиатский беспрекословный этатизм.
Таким образом, основной нашей целью, с учетом объективных и общемировых тенденций становится поиск путей выхода из системного кризиса, охватившего христианский мир и евро-атлантическую цивилизацию, к которым, безусловно, относится и Россия. Теперь нашей ближайшей задачей является интеллектуальный поиск, интеллектуальное взаимодействие с добросовестными политиками правой, консервативной и христианской направленности, в том числе с европейскими и американскими демократами-традиционалистами. В практическом плане это значит, что имеющиеся связи должны быть укреплены и следует наладить коммуникации с теми христианскими политиками зарубежья, контакт с которыми у нас пока отсутствует. В конечном счете, было бы правильно выступить с инициативой организации международного альянса христианских политиков традиционалистской ориентации вне зависимости от их партийной принадлежности, разумеется, если они разделяют принципы политической демократии.
Процессы в самой России можно охарактеризовать, как дальнейшую деградацию общества и государства. На протяжении последнего года мы наблюдаем переплетение и взаимодополнение различных аспектов системного кризиса. Мы наблюдаем одновременно прогрессирующие явления кризиса самоидентификации, идейного, духовного, культурного, политического, социального, демографического, экономического и технологического.
Наша оценка подтверждается добросовестными исследователями-социологами - даже привластными. Например, очередные общероссийские исследования ЦСР под руководством М. Дмитриева свидетельствуют о росте революционных настроений среди граждан России. Вот вывод социологов-профессионалов:
«1. Массовое гражданское неповиновение, вызванное теми или иными причинами, сыгравшими роль триггера…
2. Добровольное самообновление власти под давлением нарастающих проблем и народного недоверия с целью недопущения худших сценариев…
3. Если не произойдет ни того, ни другого, наиболее реалистичным становится сценарий национального вымирания, характеризующегося усилением синдрома выученной беспомощности, утратой трудовых навыков, алкоголизацией, падением рождаемости и массовым ввозом трудовых мигрантов, доля которых быстро возрастет до критического уровня. Этот сценарий - национальная смерть русского народа, и это тот курс, по которому ведет страну нынешняя российская власть».
Мы обязаны предотвратить реализацию последнего пункта. При этом, для нас - христианских демократов - только такая революция желательна, где не льется кровь, но возрождается дух.
На практике, к счастью, осуществляются не крайние сценарии, а нечто усредненное. Но, для того, чтобы исключить и хаос, и деградацию, уже сейчас следует учесть некоторые факторы, которые станут актуальными в ближайшем будущем. Следует, в частности, понять, каким образом из поставгустовской России с усеченной демократией и развивающейся рыночной экономикой мы пришли к нынешнему системному кризису. Мы полагаем, что здесь было запущено несколько механизмов, важнейшие из которых:
1. Девальвация идеологии. Еще с середины последнего десятилетия прошлого века в сознание населения и в общественный дискурс вброшена и закреплена доктрина об успехе любой ценой, о нужности только тех членов общества, которые достигли высокого материального уровня. Все же, кто не преуспел в этом, тем более, кто руководствуется иными принципами, признаны социальными аутсайдерами и маргинализированы.
2. Дискредитация партий. С принятием «Закона о партиях» все политические структуры либо абсолютно зависимы от Администрации Президента, либо ликвидированы. Законодательные новации последних двух лет по существу ничего не меняют, так как, с одной стороны, другие нормативные акты ставят даже вновь образованные независимые партии в заведомо неравное положение с уже доказавшими свою лояльность режиму, с другой - весь бизнес ориентирован на поддержку именно лояльных партий-симулякров и спойлеров.
3. Преследование гражданской активности. Практически все время нахождения Путина у власти в России преследуются и репрессируются независимые общественные инициативы. Причем, речь идет, как об организованных группах граждан, так и об общественных активистах, нацеленных на решение конкретных проблем, как о зарегистрированных структурах, так и о тех группах, которые не намерены иметь дело с государственной властью и потому предпочитают действовать без регистрации. В частности, был сформулирован и принят объемный пакет законов, которые существенно затруднили деятельность даже самых не политизированных общественных объединений. Кроме того, государственная власть изощряется в организации псевдо-независимых и псевдо-общественных структур, которые, притом получают значительную материальную помощь от государства или аффилированного с властью бизнеса.
4. Государственная монополизация экономики. Все экономические объекты, в которых лично заинтересованы государственные чиновники, могут быть тем или иным способом изъяты у собственника. В итоге создаются государственные корпорации с явными признаками монополий. Особенно этот процесс очевиден в сырьевых высокодоходных отраслях, в добыче нефти и газа, в их переработке и реализации, как внутри страны, так и за рубежом. Например, создана цепочка от «Роснефти» до «Гунвора», каждую из звеньев которой контролируют люди Путина - от И. Сечина до Г. Тимченко. Немалую роль играют и отношения личных связей либо личной неприязни. Например, личная неприязнь к М. Ходорковскому актуализировала уничтожение ЮКОСа, однако решающую роль сыграли политические проекты опального олигарха. В нашем городе в случае с В. Барсуковым сработал фактор ПТК, которую стремились вписать в вертикально-интегрированную систему, но ключевой целью являлась ликвидация во второй столице альтернативного центра влияния. Развитие энергетического сектора всецело подчинено нуждам правящей группы и поставлено на политический контроль. Впрочем, в отъёме независимых бизнесов ровно также поступают все силовые бюрократы, но на своем уровне. Примером рейдерства, не связанного с нефтегазовым сектором может быть «Евросеть» Е. Чичваркина. И это - только наиболее известные эпизоды из сознательной политики превращения частной собственности в России в условную.
5. Политическая самоизоляция России от демократических стран. Концентрация собственности в руках агентов правящего режима позволяет использовать материальные ресурсы с целью проведения такой международной политики, которая также выгодна нынешней власти, но никак не российскому населению. Именно так, «размахивая» нефтегазовой дубинкой, режим, чаще всего, выстраивает свою внешнюю политику. Еще один метод - подкуп и коррумпирование зарубежных чиновников, в том числе - высших. Например, ситуация, сложившаяся сейчас в соседней Украине в полной мере - результат внешнеполитической деятельности российского руководства. Путинский режим предпочитает взаимодействовать со странами, в которых нет или почти нет демократии и, напротив, сворачивает отношения со странами демократическими. Апогеем такой политики можно считать попытку организации Евразийского союза. В случае успеха этого проекта будут воссозданы международные структуры, на более примитивном уровне имитирующие СЭВ и Варшавский договор, противостоящие ЕС и НАТО. Мы считаем, что это - тупиковый путь. Закончится он тем же. И опять - эти политические упражнения режима осуществляются за счет и вопреки интересам российского общества и государства.
6. Манипуляция общественным мнением. Значительная часть средств, полученных от доходов государственных монополий, идет на прямой подкуп населения в хорошо известном архаичном формате периода полу-развала империй - в формате «хлеба и зрелищ». Причем, чем меньше «хлеба» - социальной политики государства, тем больше «зрелищ» - публичных акций, относящихся к PR. Например, зимняя олимпиада в субтропиках, ЧМФ и т.п. Помимо того, что эти акции позволяют высшим чиновникам и аффилированным предпринимателям «попилить» бюджетные средства, они еще дают возможность продемонстрировать «величие страны». В действительности - вся государственная пропаганда нацелена на возвеличивание режима и самого В. Путина. Наиболее отвратителен в данном случае процесс дальнейшей интеллектуальной деградации и морального растления российского населения.
7. Деэтнизация и депопуляция России. В результате преступной миграционной политики происходит замена народов, издревле проживающих здесь, на мигрантов - людей иной ментальности и культуры. В эпоху глобализации определенные миграционные процессы неизбежны, но в путинской России они искусственно ускорены до такой степени, что адаптация приезжих к русской культуре и бытовым обычаям не поспевает за ними. Причин такой политики несколько, в частности, дешевая рабочая сила и политически отсталые, дезориентированные люди, поддерживающие правящий режим.
Итак, мы констатируем, что в России в полной мере сложился режим личной власти, призванный защищать интересы олигархически-бюрократического капитала, когда крупный чиновник и экономический магнат - суть одно лицо. Это значит, что государство окончательно превратилась в машину по добыванию средств для чрезвычайно узкой прослойки, а остальные граждане стали наемниками или клиентелой этих субъектов. В некоторой степени, общество возвращено к периоду призвания Рюрика, к тому, что территория страны становится местом расположения и функционирования торговых факторий. С той лишь разницей, что Рюриковичи создавали государство, а нынешний режим разрушает его.
В этих обстоятельствах каждая общественно-политическая группа, каждый гражданин демократических и патриотических убеждений не только может, но и должен делать все от него зависящее для возрождения общества и сохранения страны.
В практическом плане мы намереваемся и далее принимать активное участие в общественно-политических коалициях. Мы считаем, что необходимо инициировать и поддерживать совместные публичные акции образовательно-просветительского и протестного характера.
Актуальнейшей задачей становится участие в выборах в органы муниципального самоуправления в 2014 г. Причем, необходимо не только провести максимальное количество дееспособных и демократически мыслящих депутатов, но и стремиться к формированию таких муниципальных советов, где демократы будут в большинстве. Таким образом, у нас появится возможность на практике показать позитивную альтернативу путинскому чиновничеству и поднять вопрос о необходимости формирования в Санкт-Петербурге муниципального самоуправления районного уровня.
В конечно счете, мы считаем, что реальным способом противостояния вертикально ориентированному режиму может быть только альтернативная вертикаль - вертикаль веры, духа и сознания. Она есть оружие и защита формирующейся гражданской горизонтали. Посмотрим, что сильнее: вертикаль власти, которая давит, или вертикаль веры, которая поднимает, вертикаль духа, которая формирует гражданское чувство, вертикаль сознания, которая придает смысл публичной политике.

СПб,
10.01.2014 г.
Принято на интерактивном собрании ОО «ОХД»

Председатель ОО «ОХД»
Г.Л. Габриелян
Previous post Next post
Up