ШВАРЦ Эрих (1724-1781) - гениальный шюттерский архитектор, автор дворцовых и садово-парковых ансамблей Гёттена (с 1881 г. - Эрихшварцрут), а также ряда культовых зданий (Мариенкирхе в Таутерре). Родился в Шюттеране, в семье небогатого художника, рано остался без родителей и в 1733-40 гг. воспитывался в приюте. В результате несчастного случая на всю жизнь остался хромым. С детства проявил редкую художественную одарённость. Во время одного из приютских праздников талантливого подростка заметил известный меценат герцог Максимилиан Бурамский, который оказал Шварцу серьезную поддержку. После 1740 г. Шварц учился в Имперских художественных мастерских, затем работал с придворными архитекторами М. Лоэном и П. Келлерманом. С середины 50-х годов входил в круг людей, близких к императору Фердинанду VII, который заказывал ему проекты для строительства загородных вилл. В 1762 г., после смерти М. Лоэна, Шварц назначается главным архитектором Империи. В последующие 15 лет он создает свои великие шедевры, и в первую очередь - Гёттенский ансамбль, включающий несколько императорских дворцов, регулярный парк и сам город Гёттен (единственное в новейшей истории воплощение «идеальной планировки»). На творчество Шварца оказала большое влияние царившая при дворе атмосфера мистической тревожности, многие сооружения Гёттенского ансамбля подавляют своей мрачной, нечеловеческой мощью, и на этом фоне особым контрастом смотрятся Внутренний парк и Малый Императорский дворец, с их наивностью, хрупкостью и аурой уединения в недолговечной красоте. Считается, что Шварц воплотил в камне саму душу предреволюционной эпохи. В 1770-е гг. архитектор переживает тяжелый душевный и религиозный кризис, связанный с диктатурой
Нодхорна, но последний его проект - Мариенкирхе - становится подлинным гимном любви и просветлению. Смертельно больной, прикованный к кровати Шварц всё же увидел окончание строительства и умер в апреле 1781 г.
Литература: Бергер А. Эрих Шварц: жизнь и творчество. Лилион: Искусство, 1982; Емелин А. Шюттерская архитектура Нового времени (в 3-х тт.). Т. 2. Гёттен - Эрихшварцрут. Лилион: Архитектура и стиль, 1990; von Kranz P. Ferdinand VII, Herzog Nodhorn und ihre Zeit. T.: Athenaeum, 1992.
Шварц очень любил своего друга - императора Фердинанда, человека ранимого, поддающегося влиянию, трагическим страстям, совершенно аполитичного... но Гёттен был не только подарком ему, но и ловушкой для Нодхорна - ловушкой искусной, из которой он так и не выбрался. В какой-то степени именно Шварц был творцом той эпохи, не столько транслятором, сколько хозяином ее архетипов.