Написанная 100 лет назад повесть «Тушинские волки» воскрешает Тушино Смутного времени
Похищение девицы - даже двух, интриги окольничего Михаила Молчанова, убийство Лжедмитрия II, бегство Марины Мнишек - это лишь некоторые из сюжетных поворотов повести «Тушинские волки». Она была написана в 1913 году и рассказывает о событиях, которые происходили в Тушине более 400 лет назад, в Смутное время, когда у впадения Сходни в Москву-реку располагался Тушинский стан - войско Лжедмитрия-2. Мотив самозванства получил продолжение и в судьбе автора повести, писателя начала ХХ века Иосафа Любеч-Кошурова. Об этих событиях помогла вспомнить руководитель краеведческого проекта библиотек СЗАО Татьяна Иванова.
Обложка книги "Тушинские волки" J,kjrf
http://az.lib.ru/img/l/ljubichkoshurow_i_a/text_1913_tushinskie_volki/text_1913_tushinskie_volki-1.jpg -
Ave, satanas!
Лениво, не вынимая рук из карманов, ругаясь под нос, встречает Иван Азейкин, хозяин постоялого двора в Тушине, высокого мужчину, выходящего из остановившихся у ворот саней: «Ездят тут всякие!» Но взглянув на гостя внимательнее, меняется: глаза «заискрились и заблестели, все лицо кругом обошла улыбка... «Матерь Божия, - сказал Иван Азейкин так, как будто у него вдруг не хватило голоса… и склонил голову набок». Что заставило его так перемениться?
Главный герой «Волков» - Михаил Молчанов - колдун, поступивший на службу к дьяволу. Этот же герой действует и в другой повести Любеч-Кошурова, она так и называется «Чернокнижник Молчанов Москве в 1913 году». После смерти Лжедмитрия I, в свите которого он состоял, Молчанов бежал в Польшу и вступил там в секту. Члены секты носили шпаги особой формы - длинные и прямые, на лезвии около рукоятки было выгравировано "Ave, satanas" - первые слова их гимна «Радуйся, сатана!»
Иллюстрация к книге "Тушинскме волки"
http://az.lib.ru/img/l/ljubichkoshurow_i_a/text_1913_tushinskie_volki/text_1913_tushinskie_volki-1.jpg "
Царикова гора, Цариков переулок
Сегодня в это трудно поверить, но четыреста лет назад место у впадения Сходни в Москву-реку было высоким. Здесь, за селом Тушино, был разбит Тушинский стан - целый военный городок.
- Сегодня это территория в районе Волоколамского шоссе, 2-го и 3-го Тушинского проездов, а также участок между станциями «Тушинская» и «Трикотажная», - говорит Татьяна Иванова. - Дворец второго Лжедмитрия стоял там, где сейчас расположен 15-й автобусный парк.
Возвышения здесь больше нет, все срыто, а тогда, четыре века назад, естественными рубежами с севера, востока и юга служили обрывистые берега. С юга стан был защищен земляным валом, его остатки срыли только в конце XIX века, когда начали строить Виндавскую - Рижскую - железную дорогу.
В 1609 году численность войска Лжедмитрия II, превышала 50 тысяч человек. Под его знамена стекались те, кто был недоволен правлением Василия Шуйского, а также казацкие атаманы, польские паны и просто случайные люди. В том числе - преступники, скрывавшиеся от правосудия - тогда их всех называли ворами, вне зависимости от того, какое преступление они совершили. Лжедмитрий-2 вошел в историю и под именем Тушинского вора.
- Тушино было оживленным местом, сюда приезжали купцы, шла торговля. Шатры для войска, конечно, ставили, но по большей части народ жил в деревянных домах.
Резиденция царя Лжедмирия II располагалась там, где сейчас Волоколамское шоссе пересекается с МКАД. Это место до сих пор называют Цариковой горкой. А переулок неподалеку - от Пятницкого шоссе до Новотушинского проспекта носит названия Цариков.
Иллюстрация к книге "Тушинскме волки"
http://az.lib.ru/img/l/ljubichkoshurow_i_a/text_1913_tushinskie_volki/text_1913_tushinskie_volki-1.jpg -
Лихие люди
Действие повести «Тушинские волки» происходит в 1610 году, после того как Лжедмитрий II снялся с места и ушел из Тушина в Калугу. Часть войска двинулась с ним, а часть -в основном, лихие люди, которые хотели не служить царику, а наживаться, используя оружие, - осталась.
«Они, как истинные лесные волки, разбрелись по Подмосковью, разнюхивая, нельзя ли где чем поживиться, - пишет Любич-Кошуров. - По ночам в лесных чащах загорались костры… Лихие люди собрались в шайки и стали чинить всякое воровство: нападали на проезжих, грабили помещичьи усадьбы, угоняли у мужиков скот, растаскивали на прокорм коням ометы сена...»
Дух зла
«Он сам верил, что служит Духу Зла и что Дух Зла царствует на земле...» - пишет автор повести автор о чернокнижнике Молчанове. У него был реальный прототип - Михаил Андреевич Молчанов, дворянин служивший - последовательно - при дворе Бориса Годунова, Лжедмитрия-1, Лжедмитрия-2, польского короля Сигизмунда III.
При помощи нечистой силы или нет, но этот человек был авантюристом и сделал много зла. Поменять свои взгляды и покровителей для него ничего не стоило.
Иосафа Ариановича Любич-Кошуров
От стольника до окольничего
На протяжении всего пяти лет - с1601 по 1606 год - он успел: послужить стольником и войти в доверие к Борису Годунову; после его внезапной смерти переметнуться на сторону «истинного царя Дмитрия Ивановича» - Лжедмитрия I и стать его личным другом (они вместе проводили досуг); лично поучаствовать в убийстве 16-ленего царя Федора Борисовича, сына Бориса Годунова.
Когда Лжедмитрий-I погиб, Молчанов бежал из Москвы и запустил компанию «Царь Дмитрий Иванович - жив»: объявил, что царь спасся и - вот он я! какое-то время действовал от его имени. Дело в том, что во время переворота, когда свергали Лжедмитрия I, Молчанову и его соратникам удалось стащить государеву печать, и он начал рассылать «царские указы» от имени якобы спасшегося царя Дмитрия Ивановича.
В Тушине, при «дворе» Лжедмитрия-2, Молчанов получил должность окольничего - ответственного за размещение царя, его удобства, комфорт, обустройство, который имеет «доступ к телу» первого лица в любое время.
Домик в лесу
Короля играет свита. В случае в Лжедмитриями так было на все 100 процентов.
Самый загадочный женский персонаж повести - дочь Ивана Айзейкина, владельца Тушинского постоялого двора.
Из-за пережитого потрясения - ее соблазнил и бросил польский шляхтич- она слегка повредилась в уме: вообразила себя польской королевной, говорит по-польски, танцует мазурки и полонезы, рассуждает о придворных обязанностях. Молчанов случайно видит это и решает использовать в своих целях: сделать из несчастной девушки вторую Марину Мнишек и тем самым еще раз подтвердить, что Лжедмирий-2 легитимен и идентичен Лжедмирию-1: вот, смотрите, у него и жена та же самая. Дочь трактирщика крадут, одевают в роскошные наряды и запирают в лесном домике. Время от времени туда привозят кого-нибудь из войска, служилых людей, иностранцев, кто потом возвращается и начинает рассказывать, что жена «истинного царя Дмитрия Ивановича» - здесь, неподалеку, значит, и сам он - настоящий.
Место, где стоял стан Лжедмитрия, сегодня
https://yandex.ru/maps/213/moscow/geo/2_y_tushinskiy_proyezd/8059974/?
Муж № 2 = мужу № 2
Судьба истинной Марины Мнишек в России тоже незавидна.
Пробыв замужем за Лжедмитрием-1 всего неделю: 8 мая 1606 года была свадьба и коронация, а 16-го он погиб, 17-летняя вдова была сослана в Ярославль, провела там два года и только собралась возвращаться домой, в Польшу, как ее перехватили и отвезли в Тушино: разворачивалась компания по выдвижению Лжедмитрия-2.
В Тушинском стане Марина Юрьевна встретила Лжедмирия-2, как будто он всегда был ее мужем. Идентичность самозванца № 2 в глазах войска была подтверждена: ну, раз и жена признала…
Несмотря на романтический антураж - тайны, загадки, ночные переезды через пол Европы, брак был чисто деловым: Лжедмитриям и их свите было нужно признание Запада, Марине - царский титул. Ни она мужей - ни одного, ни второго - не любила, ни они ее. Лжедмирий-2, уезжая из Тушина в Калугу, даже бросил жену одну, ей пришлось выбираться из Тушинского стана тайком, переодевшись в гусарский костюм.
Cергей Иванов. В Смутное время. Лагерь самозванца (1908)
https://www.pravmir.ru/smutnoe-vremya-v-15-kartinah-russkih-hudozhnikov/ Литературное мошенничество
Глубокое погружение в тему самозванства и подмены имен не прошло для автора повести, писателя Иосафа Любеч- Кошурова бесследно. Через двадцать лет после завершения работы над «Тушинскими волками» он стал фигурантом первого в СССР судебного дела о литературном пиратстве - и выиграл его.
После 1917 года Иосафа Ариановича почти не печатали, он сильно нуждался, поэтому с готовностью принял предложение своего знакомого Якова Ганзбурга - написать за него книгу. Договорились, что на обложке будет стоять фамилия Ганзбург, а часть гонорара он отдаст соавтору.
Книга с искромётным названием «Кусты и зайцы» вышла в 1934 году. Гонорар выплатили, но делиться им с соавтором Яков Давидович не спешил.
Любич-Кошуров ему несколько раз напомнил, а потом - подал в суд. Случившееся было квалифицировано как литературное мошенничество. Лжеписателя обязали выплатить пострадавшему компенсацию - 5 тысяч рублей - и посадили на два года.
Попутно обнаружилось, что и литературный негр не без греха: торопясь закончить рукопись в срок, он вставлял в нее куски из своих предыдущих книг, изданных до революции. Заказчик этого не заметил - он своих книг не только не писал, но и не читал.
https://szaopressa.ru/wp-content/uploads/2020/09/msz_36_2020.pdf