Одна из прототипов героини «Мастера и Маргариты» жила на 3-й Мещанской, нынешней улице Щепкина
Встретились в «межжёнье»
Почему главную героиню культового романа Михаила Булгакова зовут Маргаритой? Среди основных версий есть как литературная: в ранних редакциях у Мастера было имя - Фауст, Маргарита тоже оттуда, из трагедии Гёте, так и историческая - работая над романом, Булгаков делал выписки из словаря Брокгауза и Эфрона о Маргарите Французской, она же - Валуа.
Однако была у тайной жены Мастера еще одна предшественница - москвичка, жена «очень крупного специалиста» Маргарита Петровна Смирнова. Их встреча состоялась летом 1930 или 1931 года на 1-й Мещанской улице.
Маргарита Петровна Смирнова (
http://m-bulgakov.ru/illjustracii - Это был период «межжёнья» - отношения Булгакова с Любовью Евгеньевной Белозерской, второй женой, начали распадаться, брак с третьей, Еленой Сергеевной Шиловской - еще не был заключен, - говорит исследователь творчества писателя, руководитель научно-методического отдела Дома Булгакова, Ирина Горпенко-Мягкова.
У образа Маргариты и всего, что с нею в романе связано, много разных источников, это контаминация, одно наслаивается на другое, все сливается, видоизменяется.
Особняк Маргариты простоял до Олимпиды-80
Маргарита Петровна - в девичестве Архангельская - была замужем за Алексеем Николаевичем Смирновым, который в то время был одним из руководителей коммунального отдела Северной железной дороги. В адресно-телефонной книге «Вся Москва» за 1930 год значится не только адрес «прекрасного особняка в саду», половину которого они занимали - 3-я Мещанская, 43, но и телефон -3-10-81. Булгаковская ремарка «Особняк цел до сих пор» была справедлива до 1979 года - все деревянные в районе Мещанских улиц снесли во время подготовки к Олимпиаде-80. Сейчас за домом 35 на улице Щепкина сразу следует 47, между ними - залитый асфальтом проход к спорткомплексу «Олимпийский».
Дом, где жила Маргарита Петровна Смирнова, в 1960-е годы. pastvu.com
«Все было так, как он написал»
То, что новый знакомый - «не очень большого роста, хорошо одет, даже нарядно, запомнился добротный костюм серо-песочного цвета» - писатель Михаил Булгаков, она поняла не сразу, а 35 лет спустя, когда прочитала в журнале «Москва» роман, в названии которого было ее имя. За три с лишним десятилетия детали мимолетного романа выветрились, напечатанный в журнале - заставил их вспомнить. Прошлое нахлынуло с новой силой, реальные события слилось с бумажной версией, где жизнь, где литература - уже не отличить. В своих воспоминаниях, написанных в 1970-м году, Маргарита Петровна даже дает сноски: «Все было так, как написал он на стр. 94, кн. 2 (журнал «Москва», 1967, № 1 ).
Через 15 лет, в 1986 году, эти воспоминания - вместе с фотографией очень красивой женщины - передала биографу Булгакова, литературоведу Мариэтте Чудаковой, работавшей в то время над вторым изданием «Жизнеописания Михаила Булгакова», дочь Маргариты Петровны.
Дом, где жила Маргарита Петровна Смирнова, в 1960-е годы - c другого ракурса . pastvu.com
Приняла за секретаря Льва Толстого
На белых листах аккуратным почерком рассказывается, как она приехала с дачи, сдала чертежную работу - делала ее по договору с Наркоматом путей сообщения - и почувствовала себя свободной: дети на даче, муж - в Луганске, на практике - он учился в Военной академии. Гуляла по улицам, купила желтые цветы - и тут навстречу он. «Быстро взглянули в глаза друг другу. Разошлись». Потом он окликнул, попросил остановиться, представился: Михаил Булгаков.
Маргарита Петровна как она пишет, «Дней Турбиных» тогда еще во МХАТе не смотрела, и подумала, что перед ней секретарь Льва Толстого Валентин Булгаков. Начала расспрашивать о Софье Андреевна, о младшей дочери Александре, о последних днях Толстого. Новый знакомый охотно отвечал…
«Возникла необыкновенная близость, какое-то чрезвычайное сердечное влечение, - пишет Маргарита Петровна. - К концу дня у меня было такое ощущение, что мы знакомы очень давно…»
Валентин Федорович Булгаков, секретарь Льва Толстого
https://www.geni.com/people/%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD-%D0%91%D1%83%D0%BB%D0%B3%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2/6000000153485294858 Нельзя было расстаться
За исключением двух эксцессов - новый знакомый обнял за плечи и предложил зайти в ресторан - потратить деньги, которые он получил (Маргарита Петровна возмутилась - в первую встречу говорить о деньгах, как можно!) - общение шло легко и приятно. Они никак не могли наговориться, она несколько раз пыталась проститься, но увлекшись разговором, они проходили поворот к ее дому и снова оказывались у Рижского вокзала. «Поворачивали обратно, шли по 1-й Мещанской, и снова никак нельзя было расстаться у переулка, незаметно доходили до Колхозной площади».
Ржевский вокзал (сегодня - Рижский)) в 1935 году pastvu.com
«Мастер зубы заговаривать»
Рассказывая о встрече почти 40-летней давности, Маргарита Петровна перечисляет детали, которые вошли в роман: печальные глаза, слова о муже, с которым не просто скучно, а тяжело, замшевые банты на туфлях, перчатки с раструбами, берет, развившаяся прядь волос. Была у нее и красавица-домработница. Да и Мастером, если верить Маргарите Петровне, нарекла его именно она: на поток любезностей и комплиментов она отвечала « Мастер очки втирать» и «Мастерски умеете зубы заговаривать», он переспрашивал: «Как-как вы сказали, мастер?»
В конце 1970-х дом, куда приходил Михаил Булгаков, подожгли
https://karhu53.livejournal.com/20644593.html» «М» для шапочки
В воспоминаниях Маргариты Петровны нетрудно обнаружить неточности и нестыковки. Естественно, возникает вопрос: а насколько все это достоверно, да и вообще, была ли эта встреча?
- Я разговаривала с Ниной Алексеевной, дочкой Маргариты Петровны, она рассказывала, что сохранилась синяя сумочка с вышитой желтым шелком буквой М - такую вышивает в романе на шапочке Мастера Маргарита, - говорит Ирина Горпенко-Мягкова. - А что касается достоверности воспоминаний, во всем, что связано с Булгаковым, всегда были мистификации.
Михаил Булгаков в кабинете
http://m-bulgakov.ru/illjustracii Не хотела травмировать детей
Встречались ли Булгаков и Маргарита Смирнова еще, по тексту воспоминаний судить трудно. Но она видела из окна, как он стоял на противоположной стороне улицы, а соседки рассказывали, что «какой-то гражданин, не очень высокий, хорошо одет» заходил во двор, справлялся, «живет ли в этом доме такая высокая, молодая, красивая»
Однако Маргарита приняла решение расстаться. В воспоминаниях указаны обычные причины: не в ее характере было утаивать что-то от мужа, не хотела травмировать детей.
В 2010 году в книге «Другая Маргарита» внучка Маргариты Петровны, Марина Слетова выразит сомнение в том, что бабушка так уж и не поняла, с кем из Булгаковых свела ее судьба. Дело в том, что у них были общие знакомые. Сестра Маргариты Мария служила в газете «Гудок», где четыре года работал и Булгаков.
Сестра мужа другой сестры, актриса МХАТа Вера Соколова была первой исполнительницей роли Елены в «Днях Турбиных». Но в начале 30-х годов Булгаков был в опале - в газетах печатались разгромные статьи, по приказу Главрепеткома были сняты с репертуара все его пьесы.
Актриса МХАТа Вера Соколова
https://mxat.ru/history/persons/sokolova_vera/ Отец-священник погиб на Соловках
В воспоминаниях есть обмен репликами. «Вы читали Библию?»- спрашивает он. «Только мне этого и не хватало!» - кокетливо отмахивается она. На самом деле «только и не хватало» Маргарите Петровне связи с опальным драматургом. В гимназии мадам Ржевской, где училась Рита Архангельская (девичья фамилия Маргариты Смирновой), по Закону Божию у нее всегда стояло «отлично». А до 1917 года преподавал этот предмет - и в гимназии Ржевской, и в нескольких других гимназиях Москвы - отец Маргариты, священник Петр Иванович Архангельский. В середине 20-х годов его сослали на Соловки, откуда он так и не вернулся.
https://zbulvar.ru/wp-content/uploads/2017/06/Zbulvar_21_2017.pdf