В ныне действующем Законе РФ «Об образовании» действует следующее положение:
Размер родительской платы за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не может превышать 20 процентов затрат на содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в соответствующем образовательном учреждении, а с родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, - 10 процентов указанных затрат.
(Часть 2 статьи 52.1.)
25.12.2008 Распоряжением Правительства РФ № 1996-р (в редакции от 08.12.2010) "Об утверждении плана подготовки актов по реализации в 2009 - 2010 годах Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года" пунктом 37 главы 9 запланировано "разделение оплаты образования и содержания детей в дошкольных учреждениях" в срок до 2011 года. Ответственные - Минобрнауки РФ и губернаторы. То есть такое разделение стало основным направлением деятельности Правительства РФ.
В октябре 2009 года Минобрнауки подведены итоги
конкурса «Разработка, апробация и внедрение механизмов нормативного финансирования затрат на содержание и оказание образовательных услуг детям в дошкольных образовательных учреждениях». Выиграло Федеральное государственное учреждение "Федеральный институт развития образования".
В декабре 2010 года появляются странички (
к сожалению, уже удалены - за давностью, видимо) на сайте Института развития образования Национального университета - Высшей школы экономики:
1) Аналитический доклад по результатам апробации, содержащий анализ практики разделения оплаты услуг по содержанию и обучению детей в дошкольных образовательных учреждениях с доработанными механизмами нормативно-долевого финансирования и предложениями по изменению действующей нормативно-правовой базы;
2) Методические рекомендации для внедрения механизмов нормативно-долевого финансирования дошкольных образовательных учреждений включающих систему разделения оплаты услуг по содержанию и обучению детей в дошкольных образовательных учреждениях.
Цитата из аналитической записки:
В дошкольных образовательных учреждениях применяется принцип долевого нормативного финансирования. Его задача - реформировать и модернизировать систему финансирования дошкольных образовательных учреждений на основе внедрения долевых схем финансирования образовательно-воспитательного процесса и затрат на содержание ребенка: финансирование первого за счет бюджета, второго - за счет родителей на нормативной основе при адресной социальной поддержке малообеспеченных семей.
Схема нормативно-долевого финансирования дошкольного образовательного учреждения:
- образовательные услуги в объеме соответствующих образовательных программ вне зависимости от формы собственности дошкольных учреждений финансируются за счет средств бюджета,
- социальные услуги оплачиваются родителями и дотируются по необходимости за счет средств муниципалитетов на адресной основе,
- расходы по развитию и содержанию материальной базы несет собственник (учредитель).
В конце января 2011 года на сайте Томской областной думы Губернатор Томской области В.Кресс предлагает увеличить плату за детсады.
В. Кресс: "На мой взгляд, мы неправильно поступаем в том, что плата за посещение детского дошкольного учреждения сегодня чисто символическая". По его словам, многие вещи в стране надо решать и брать пример с развитых стран, чтобы была не категорийная защита населения, а адресная. В. Кресс: "Таким решением, которое несколько лет назад приняла федеральная Дума, мы угробили развитие частных детских садов. Их не будет при таком подходе. Те, которые есть, они нежизнеспособны. Поэтому плата должна быть другая, в зависимости от дохода семьи. Я в этом глубоко убежден".В.Кресс: "Это системная проблема сегодня не только Томской области, а по всей стране. Плата чисто символическая, особенно семьи, у которых 2 и больше детей, платят за месяц столько! Ребенка один день содержать на такую сумму проблематично. Помимо того, что надо строить больше, но и плата должна быть дифференцированная, в зависимости от дохода семьи".В уже обсуждавшемся к тому времени широкой общественностью правительственном законопроекте «Об образовании в Российской Федерации» все еще было положение о частичной оплате родителями детского сада (статья 91, часть 2). Оно, правда, звучало уже несколько иначе: «Размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях не может превышать 20 процентов затрат, предусмотренных нормативом финансирования основной образовательной программы дошкольного образования, а с родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, - 10 процентов указанных затрат». Это вызвало справедливые нарекания участников обсуждения (кстати, примерно в то же время, когда Кресс выступил с таким «вбросом»), ведь образование в детских садах у нас должно быть бесплатным.
12 августа 2011 года Кресс
повторил свою идею перед Президентом, когда отчитывался об исполнении поручения его мобильной приемной в Томске о разработке программы ликвидации в Томской области очередей в садики:«Для более успешного решения вопроса удовлетворения потребностей населения в услугах дошкольного образования полагаю необходимым поддержать законодательную инициативу, направленную на изменение продолжительности выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребёнком до трёх лет, а также рассмотреть вопрос об изменении установленного на федеральном уровне максимального размера родительской платы за содержание ребёнка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, до 100 процентов затрат на содержание ребёнка в соответствующем образовательном учреждении, предусмотрев возможность правового регулирования субъектами Российской Федерации вопросов уменьшения размера родительской платы с учётом материального положения родителей».
Трудно сказать, что произошло между завершением всенародного обсуждения законопроекта и его внесением в Госдуму Правительством, но в ныне рассматриваемом тексте законопроекта положение о 10-20%-ной родительской плате за присмотр и уход отсутствует в принципе.
На данный момент против исключения этого важнейшего положения выступают не только общественники, но и Комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей - в своем заключении на законопроект, а также Госсовет Республики Татарстан - в своих поправках к законопроекту.
Скоро все решится.