Образцовое судебное решение о предоставлении места в детсаду рядом с домом

Aug 19, 2017 10:13


Дело № 2-5710/2017
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
10 июля 2017 года, г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Кетовой Л.С.,
при секретаре Билаш А.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО2, к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области об обеспечении ребенка местом в дошкольном образовательном учреждении по месту жительства,
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась в суд с иском к ответчику, просит обязать Администрацию Одинцовского муниципального района Московской области создать и предоставить ФИО2, 01.08.2014 года рождения, свободное место в группе полного дня для детей в возрасте от 3 до 4 лет (возраст по состоянию на 01.09.2017 года) любого муниципального дошкольного образовательного учреждения на территории дачного поселка Лесной городок или поселка ВНИИССОК.
В обоснование исковых требований ФИО1 указала, что 01.08.2017г. ФИО2 исполнится три года, в связи с чем на основании Указа Президента РФ от 07.05.2012г. № 599 ФИО2 подлежит безусловному обеспечению свободным местом в дошкольном образовательном учреждении с ликвидацией перед ней очереди, так как желаемая дата ее зачисления в образовательное учреждение уже наступила. С учетом наличия согласия истца на предложение других вариантов на территории пос. ВНИИССОК д/п Лесной Городок, наличие очереди впереди ФИО2 после наступления желаемой даты зачисления в МДОУ, не предоставление дочери истца свободного места в муниципальном ДОУ по месту жительства к желаемой дате зачисления ФИО2 в детский сад свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиком своих обязанностей и нарушают ее право на общедоступное бесплатное дошкольное образование.
Истица в судебное заседание не явилась, представитель истца в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик представитель Администрации Одинцовского муниципального района Московской области в судебное заседание явилась, против удовлетворения исковых требований возражала, по доводам, изложенным в представленных возражениях.
Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 3 Конвенции о правах ребенка (введена в действие с 15.09.1990) предусмотрено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные или административные меры.
Часть первая ст. 43 Конституции РФ гарантирует каждому право на образование, а ч. 2 ст. 43 Конституции РФ закрепляет принцип и гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”, а также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ ”0б образовании в Российской Федерации”.
В силу ч. 3, 4 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации” в Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования. Реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально- экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (п. 1 ч. 1 ст. 9 ФЗ «Об образовании»).
Так, в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: 1) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); 2) организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации); 3) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
Управление образования Администрации Одинцовского района Московской области в соответствии с п. 6,7 раздела 1 «Общие положения» Положения об Управлении образования, утвержденного постановлением Администрации от 14.03.2016 года № 1274, является отраслевым органом управления образованием в Одинцовском муниципальном районе.
Управление образования создает условия и организует предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного образования, осуществление присмотра и ухода за детьми, осуществляет учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, закрепление муниципальных образовательных учреждений за конкретными территориями Одинцовского муниципального района (п.5,7,10 Положения).
В судебном заседании установлено, что ФИО2, 01.08.2014 года рождения, по заявлению истицы ФИО1 (идентификационный номер ХХХ) зарегистрирована в Единой информационной системе на предоставление места (в порядке убывания приоритета) в муниципальных детских садах: МБДОУ ДС № 24 (Одинцовский район), в МБДОУ ДС № 23 (Одинцовский район), МБДОУ ДС № 16 (Одинцовский район). Затем в ЕИС на основании волеизъявления истицы внесены изменения: из желаемых детских садов оставлен только один - МБДОУ ДС № 24.
До настоящего времени ФИО2 ни в один из указанных детских садов не направлена.
Согласно п. 1 Рекомендаций по порядку комплектования образовательных дошкольных учреждений, утвержденных письмом Минобрнауки от 08.08.2013 года № 08-1063, учет детей, нуждающихся в предоставлении места в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования, осуществляется на едином портале в сети Интернет путем формирования электронной очереди - регистрации ребенка под определенным номером с учетом даты постановки на учет, возраста ребенка и наличия льгот.
Порядок комплектования муниципальных образовательных организаций дошкольного образования воспитанниками на день подачи иска и по настоящее время регулируется Порядком приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденным Приказом Минобрнауки РФ от 08.04.2014 года № 293, Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования, расположенные . на территории Одинцовского муниципального района от 25.09.2015 года № 3339, а также Порядком организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, создания условий для присмотра и ухода за воспитанниками в муниципальных образовательных учреждениях Одинцовского муниципального района Московской области, утвержденным Постановлением Администрации от 04.05.2015 года № 2297.
Так, согласно п. 4.1 Порядка организации комплектование дошкольных учреждений осуществляется посредством Единой информационной системы в автоматическом режиме с учетом: возрастных категорий детей, даты
постановки на учет ребенка для направления в дошкольное учреждение, преимущественного права на получение места в детском саду, наличия свободных мест в дошкольных учреждениях для каждой возрастной категории детей, даты желаемого зачисления в дошкольное учреждение.
Очередь в избранный детский сад у ребенка не подошла, согласно справке Управления образования от 16.06.2017 года № 2300 очередь ребенка истицы в МБДОУ ДС № 24 была 46, впереди детей льготной категории нет.
Свободных мест в соответствующих возрастных группах полного дня пребывания в избранном истицей дошкольном образовательном учреждении - детский сад № 24 не имеется.
Доказательства наличия права преимущественного приема ФИО2 в детский сад во внеочередном или первоочередном порядке не представлено.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона «Об образовании в РФ» в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Таким образом, закрепляя право на общедоступное бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, в избранных родителями вариативно-организационных формах-режимах пребывания в образовательном учреждении.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в постановлении от 15.06.2006 года № 5-П, государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов РФ или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.
У ФИО2 подходящий возраст для получения дошкольного образования, а также выражена воля и документальное согласие родителей на решение вопроса ее устройства в другую образовательную организацию на территории поселка ВНИИССОК или дачного поселка Лесной городок в случае отсутствия свободных мест в выбранном детском саду.
В письмах Управления образования от 30.01.2017 года, от 02.02.2017 и от 16.02.2017 года истице предложены свободные места в муниципальных детских садах № 43 и № 50 для устройства ее дочери, между тем от указанных вариантов истице отказалась по причине транспортной отдаленности данных образовательных учреждений.
Данное обстоятельство истцом в судебном заседании не оспаривалось.
При отказе родителей от предложенных детских садов или при отсутствии их согласия изменяется желаемая дата поступления в детский сад на следующий учебный год с сохранением даты постановки на учет (п. 4.17.2 Порядка организации).
В то же время приказом Управления образования Администрации Одинцовского муниципального района № 2576 от 11.12.2015 года за территорией городского поселения Лесной городок закреплены детские сады № 6, №12, №24.
Отказа в предоставлении ФИО2 места в указанных детских садах на основании отсутствия свободных мест истице не поступало, доказательств обратного, ответчиком не представлено.
Окончательное укомплектование групп полного дня детских садов № 6 и № 12 не произошло, что нашло подтверждение в показаниях представителя ответчика, данных в судебном заседании.
Кроме того, суду не представлен отказ истицы от предоставления мест в избранные ею детские сады № 6 и №12 на территории городского поселения Лесной городок.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Способы защиты гражданских прав установлены в ст. 12 ГК РФ.
Таким образом, проанализировав вышеизложенное, оценив собранные о делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что истицей в соответствии со ст. 56 ГПК РФ представлены доказательства нарушения ее прав и законных интересов, а также интересов малолетнего ребенка, неправомерными действиями Администрации Одинцовского муниципального района при организации доступа в получении дошкольного бесплатного общего образования, что влечет удовлетворение заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 12, 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО2, к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области об обеспечении ребенка местом в дошкольном образовательном учреждении по месту жительства, удовлетворить.
Обязать Администрацию Одинцовского муниципального района Московской области создать и предоставить ФИО2 01.08.2014 года рождения свободное место в группе полного дня для детей в возрасте от 3 до 4 лет (возраст по состоянию на 01.09.2017 года) любого муниципального дошкольного образовательного учреждения на территории дачного поселка Лесной городок или поселка ВНИИССОК Одинцовского района Московской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
Л.С. Кетова

право на детский сад, суд место в детском саду, Одинцово

Previous post Next post
Up