Насчет гражданином быть обязан

Jun 06, 2014 09:24

Оригинал взят у flying_bear в Насчет гражданином быть обязан
Любое профессиональное сообщество имеет свои интересы, отличные от интересов общества в целом. Это порождает очевидные проблемы, но иначе ничего вообще не работает. Организмы едят друг друга, паразитируют друг на друге и делают друг другу еще многие гадости, но это не повод перемешать все в однородную протоплазменную мяшу. Мы не на планете Солярис. Да и нет, говорят, такой планеты. Лем все выдумал.
Также и научное сообщество имеет свои интересы и свои механизмы, обеспечивающие его относительную целостность и самостоятельность. Подавляющему большинству народонаселения в любой стране абсолютно по барабану, где и как расположены в комплексной плоскости нули дзета-функции, оно и слов таких не знает, поэтому, если ты хочешь иметь возможность поразмышлять над гипотезой Римана, ты должен ориентироваться на мнение некоторой, достаточно независимой от остального человечества, группы людей, которые одобряют и поддерживают такие размышления. Наука делается не отдельными учеными, а научным сообществом в целом, поэтому очень важно, чтобы связи внутри сообщества были достаточно прочными, а связи с обществом в целом не были разрушительными для внутренних связей. Грубо говоря, физика конденсированного состояния в стране возможна, пока для физиков, занимающихся конденсированным состоянием, различие взглядов на механизм высокотемпературной сверхпроводимости более значимо, чем разногласия в оценке результатов и перспектив текущей политической деятельности товарища Незнайки и господина Спрутса.
Именно так (более-менее) работало советское теорфизическое сообщество. Отношение к войне в Афганистане и взаимным бойкотам разнообразных олимпиад более-менее выносилось за скобки, и разногласия по этим вопросам более-менее не мешали обсуждению профессиональных проблем. Что и позволяло поддерживать одну из лучших теорфизик мира.
Сейчас случилось две беды. Во-первых, обесценилось до нуля само понятие профессиональной репутации (а это важнейший инструмент, обеспечивающий относительную самостоятельность профессионального сообщества - что-то вроде имунной системы, распознающей свое и чужое, в организме). Во-вторых, атмосфера в обществе в целом политизировалась до бесконечности, и политическая система распознавания свой-чужой вытеснила и убила все прочие. В результате, читаю бесконечные тексты условного коллеги на злободневные темы, тексты, явно не отмеченные печатью мудрости и благочестия, и думаю: Боже мой, так он же потом этой же головой про физику думает. Тамбовский волк ему коллега.
Ребята, это серьезно. Без науки останемся. Вообще. Нужно охранять и укреплять свою относительную культурную автономию от общества в целом - как это более-менее удавалось советским физикам.

За науку я вам таки не скажу - потому что не учёный. Но за фантастику, извините, как фантаст, выскажусь. Именно та ситуация.
Писатель-реалист может быть хорошим писателем и рупором пропаганды в одно и то же время. Иногда это ему даже помогает, даёт вдохновение. Причём даже если он "не на той" стороне. Можно быть фашистом и творить гениальные вещи, воспевающие Гитлера. С этической точки зрения они будут мерзкими, но с художественной - прекрасными (хотя одно наличие в тексте Гитлера, конечно, не гарантирует гениальности, как бы того не хотелось цензуре).
Писатель-фантаст - так не может. Когда он превращается в зомби, он фантастом быть перестаёт. Просто потому, что не может больше оторваться от земли.
Только не надо сейчас про "огонь души", про зарытый в землю талант от бога, про проданные крылья, и так далее. Этого мы в своё время наслушались. На самом деле причины тут вполне материальны и естественны.
Фантастика - литература о необычном. О том, чего нет.
Пропаганда же, по определению, рассказывает о том, что есть. Даже если она на девяносто процентов состоит из чистой лжи, это ложь "приземлённая". Ложь, которая старается походить на правду.
Когда ты вынимаешь у себя из головы критическое мышление и ставишь туда заезженную кем-то пластинку, ты теряешь способность воспринимать необычное. А следовательно, и производить его.
Кстати, если фантаст занимается пропагандой намеренно (то есть он врёт и понимает, что врёт), он вполне может оставаться хорошим фантастом. Критическое мышление в порядке, фантазия на полных оборотах.
Но как только он сам начинает верить тому, что вкручивает другим (причём совершенно неважно, с технической точки зрения, правда это или ложь на самом деле) - всё. Фантаст кончился.

полезное, творчество, позиция, о друзьях, правила дискуссии

Previous post Next post
Up