Dec 25, 2012 00:37
Читаю я недавно один фик на Самиздате. Называть не буду, но в общем, автор взялся сделать из милого кавайного аниме сплошной мрак и хоррор с реалполитикой. Хорошо так взялся, с толком. Но... немного перегнул палку.
У Бунина такой цикл есть - Тёмные аллеи. Каждый рассказ в отдельности - шедевр, обрыдаешься. А все вместе после 5-6 -го начинают вызывать истерический хохот. Потому как энное количество различных способов самоубийства подряд ничего кроме хохота вызвать не способно. Так же и с сочувствием;(. (с)
О, кстати (вернее, совсем некстати, но у нас же винегрет!), просматривая свои старые записи, обнаружил ответ С. Снегова на вопрос кого-то из “семинаристов” насчет того, много ли трупов должно быть в фантастическом произведении. “Увеличение количества трупов ослабляет впечатление от трупов”, - таков был ответ.
Забавно, кстати, слышать последнюю реплику от Снегова, который сам в своих творениях мочил народ целыми планетами...
Ну словом, что после определённых доз кровь на мониторе превращается в кетчуп - я разливаться не буду, об этом в принципе и так большинство в курсе. Я только хочу привести пример, как именно это не надо делать.
Вкратце, в фанфике присутствует следующая сцена. Группа из трёх резидентов-воинов с магическими способностями, работает на вражеской территории. Двое из троих (парень и девушка) попадают в плен к противнику. Третьему (парню, самому сильному бойцу в команде и главному герою по совместительству) удаётся смыться.
Он наблюдает с расстояния, как девушку пытают и насилуют, и НИЧЕГО не может сделать. Потому что десяток вражеских бойцов, значительно превосходящих уровнем, раскатает его по лесу тонким слоем, если он только покажется им на глаза.
Но тут на помощь приходит счастливая случайность. Вражеский отряд разделяется, сторожить пленников остаются только трое - можно попытать счастья.
ГГ вмешивается, неожиданным ударом валит одного из охранников, освобождает пленную девушку и вступает в сражение с двумя другими. Девушка, даром что только что насилие пережила (а может, именно благодаря этому) достаточно быстро восстанавливается и ГГ по мере сил в бою помогает.
Объединёнными усилиями оставшихся охранников удаётся завалить, но спасаемая в процессе случайно получает смертельные раны, которые даже ГГ, имеющий целительскую специализацию, вылечить не может. Финита ля комедия.
Так вот. Из трёх пунктов (изнасилование, освобождение, смерть) - один определённо сюжетно лишний. Это как система утверждений А=Б, Б=В, А=/=В. Любые два из них - согласуются между собой. Все три - никак.
Герой видит, как его подругу насилуют и убивают, но вмешаться не может - нормальный сюжет. Подчёркивает неотвратимость смерти на войне.
Герой и его подруга влезают в драку, в драке подругу случайно прибивают - нормальный сюжет. Подчёркивает случайность и хаотичность смерти на войне.
Героиню пытают, насилуют, но потом вмешивается напарник и её всё-таки успешно вытаскивает - нормальный сюжет. Подчёркивает, что даже в самом глубоком депресняке всё-таки остаётся надежда. Иногда.
А так получается просто ряд несвязанных эпизодов - потому что сцена спасения грубо разрывает сюжетную непрерывность между изнасилованием и гибелью героини. Случайная смерть в бою никак не является следствием предыдущего насилия - так как между ними есть промежуток, где героиня свободна и вполне боеспособна. Получается не триптих, а набор из трёх бессвязных кровавых картинок. И вывод читатель может сделать только один - автору нравится издеваться над своими персонажами. Ну, или он тупо не знает, куда повести сюжет.
критиканство,
позиция,
изложение