- Эй, жена! - крикнул вдруг Ут-напишти. - Что с глазами моими случилось? Посмотри, это челн Уршанаби. Но над ним поднимается парус. Испокон веков не бывало, чтобы парус здесь поднимали.
- Не волнуйся, глаза твои зорки, - Ут-напишти жена вещает. - Так же зорки они, как в те годы, когда ты гору увидел. И мои глаза видят парус. И мертвец этот парус держит. Посмотри, как бледны его щеки! Утонул мореход, наверно, что без паруса жить не может. И везет его Уршанаби в ту страну, где души умерших.
- Говоришь, что сама не знаешь! - отвечает жене Ут-напишти. - Много сотен лет наблюдаю, как провозят души умерших. Кто тут не был! И царь, и пахарь, и флейтист, и кузнец, и плотник. А провозят их без короны, без мотыги, без флейты. Посуди, кто у мертвого спросит, что он любит, чего не любит.
Ну чего сказать. Досмотрел я энтот ихний фэйт.
Потом посмотрел рецензии на него на ВротАрте и обалдел. Таки с моими глазами действительно что-то случилось - я видел абсолютно не то аниме, что подавляющее большинство зрителей.
Одна половина зрителей видит эпик, апокалиптическую бойню, великолепную историю любви - всё, что надо для хорошего аниме.
Вторая половина видит отвратительно прорисованых персонажей и драки, штампованые характеры, словом - убожество.
Я ни хрена не увидел ни первого, ни второго. Я вместо этого увидел крепкий, неплохо сколоченный (кроме одного момента, о котором потом напишу) производственный роман из жизни охотников за удачей, птицей цвета ультрамарин Граалем. Слуги - не эпические разрушители всего на свете, (как герои Икса, к примеру), но и не совсем убогие тени былого величия. Они могут повредить асфальт или стену дома, где затеют драку, но не экстерминировать целый район случайным промахом. Они сильнее обычных людей (потому что были круты при жизни + бонусы от состояния полупризрака), но не настолько, чтобы шансов против них вообще не было. Если кто-то из них и производит впечатление непобедимости, то это только против других Слуг.
Как и их Небесные Фантазмы, Слуги являются отличными... инструментами для решения определённой задачи. Как у всякого инструмента, у них есть свои достоинства и недостатки, никто не является ни мегазаруливающим танком, ни хилым убожеством. Система великолепно сбалансирована, выигрывает тот, кто лучше сумеет своим Слугой распорядиться - а это уже зависит от мозгов.
Да. К сожалению, вот с мозгами у большинства призывателей в этой Войне напряжёнка. Единственный, кто догадался грамотно и нестандартно использовать ТТХ своего слуги - это Кузуки-сенсей, но он вообще восхитительная личность с любой стороны. Ещё нестандартный подход придумал Эмия, но лучше бы он его не придумывал - "нестандартный" и "идиотский" всё же не синонимы.
С любовью в Фэйте примерно так же, как и с боями. Действительно романтической истории, чтоб за душу взяло, я там не увидел. Зато есть военно-полевая любовь, чуть ли не любовь в окопе - когда приходится влюбляться в то, что имеем, и так, как умеем. Да, Сэйбер - хреновый обьект для воздыханий, и если уж берёшься любить ТАКОЕ, то хоть с умом делай - но разработать правильный подход у Широ не было ни времени, ни, если уж на то пошло, таланта. Ему даже обычное девичье сердце разбить непросто, а уж этот бронированый танк... В общем опять же - производственный роман. Не лучшие решения, но возможные в заданных условиях.
Производственные романы из жизни экзотических сущностей я люблю. Особенно с мастерской точки зрения. Это вкусно и играбельно. Так что я бы сериал одобрил, не будь в нём одного очень слабого места... которым, в принципе, грешат многие аниме, но здесь уж совсем запредел.
Называется это место "если нельзя, но очень хочется, то можно". Назовём его ЕННОХ-принципом.
Я в принципе не против такого подхода. Сам в своих книгах его одно время злостно применял. Его даже нечестным не всегда можно назвать, потому что во многих магических мирах "очень хочется" - реально действующий фактор, способный изменить расстановку сил. F/SN мир как раз магический, так что тут по идее всё нормально... но.
Во-первых, на ЕННОХ-принципе нельзя строить весь мир. Исключения не могут встречаться чаще, чем правила, иначе они перестают быть исключениями и становятся новыми правилами.
Во-вторых, если ты изначально собираешься правило нарушить без всяких особых оснований - не надо на десяти страницах расписывать, какое это крутое и суровое правило. Не надо устами всех персонажей по очереди (а то и авторскими - это вообще клинический случай) втолковывать, что нарушить его нельзя-нельзя-нельзя, ни в коем случае и ни за что НЕЛЬЗЯ, вот по этой причине, по этой, и по этой тоже. Если правило сурово обосновано, его нарушение должно быть так же сурово обосновано. И то, почему никто раньше о подобной возможности не подозревал - тоже должно быть обосновано.
То есть если вы полкниги описываете могучую и страшную крепость, главгерой не может явиться и взять её штурмом за полстраницы "ну вот просто потому, что он крутой". Да, в реальной истории так бывает - в реальной истории ещё и не так бывает. А в художественном произведении - это дурной тон. На чём, кстати, прокололась Парфенова со своей замечательной (в остальных отношениях) "Танцующей с Ауте". У цивилизации эль-ин ЕННОХ-принцип возведён почти в абсолют, как у нашей цивилизации колесо - у них ВООБЩЕ ВСЁ на этом принципе работает. Да и соседи - арры с оливулцами - от них не сильно по этой части отстают.
Так вот, в F/SN с этим пусть и не так плохо, как у Парфеновой, но тоже не сказать, чтобы хорошо. То, что герои вылезают из доброй трети передряг на ЕННОХ-принципе - это ещё полбеды, всё же две трети они честно выигрывают на смекалке (ответственная за смекалку - товарищ Рин Тосака), самопожертвовании (Широ) и запредельных ТТХ (Сэйбер).
Выигрывать на ЕННОХ-принципе финальное сражение - это уже не здорово. Это можно, только если для этого принцип ни разу не применялся на протяжении всего произведения - тогда "ВДРУГ очень сильно захотели и победили" ещё худо-бедно прокатит. Но герои свой запас дозволенного ЕННОХ-принципа израсходовали уже к середине сериала.
Но куда более нездорово - с любовью расписывать запреты, чтобы потом походя их нарушить. Особенно меня "порадовала" сцена гибели Берсеркера. Если бы Широ создал такой специальный хитрый меч для семикратного убийства противника (Арчер чётко сказал "твоя главная сила - воображение") - это бы куда ни шло. Но он воссоздал Калибурн - потому что однажды видел во сне, и тот ему понравился. И ВДРУГ каким-то хреном этот наспех воссозданный однажды увиденный меч оказывается достаточно силён, чтобы с одного удара отнять у Берсеркера все семь оставшихся жизней. WtF, простите?!
Потом новая Пифия задает Нео сакраментальный вопрос: «Ты, Нео, небось очень хочешь знать, каким образом остановил машины в реальном мире и вошел в Матрицу без компьютера?"
Нео, натурально, кивает головой. Хочу все знать, дорогая Пифия! А Пифия и отвечает: «Это потому, Нео, что в тебе очень много силы».
Тушите свет...
Будь я мастером этой боёвки, и дай мне игрок за Широ подобную заявку - ситуация бы закончилась следующим образом - Берсеркер выдавливает из Рин внутренности (времени у него было предостаточно, разве что нарочно тянул), затем Широ его один раз убивает. Дальше... в принципе, у Эмии неплохие шансы - он может воссоздавать Калибурн снова и снова, каждый раз убивая Берсеркера, пока Сейбер его связывает боем. Получилось бы вполне в духе производственного романа, который нам изначально и задали авторы - грязно, скучно, утомительно, а шо делать? Работа такая. Как у Арчера перед этим. Раз за разом, без всяких чудес.
Кстати, об Арчере. Он умеет всё то же, что и Широ, только гораздо круче. У него Unlimited Blade Works полностью раскрыты, да и пользуется он оружием куда профессиональнее. Так какого же хрена он морочился с обычным оружием, вместо того, чтобы взять и воссоздать Калибурн?
Впрочем, до развязки бы вряд ли дошло - Илия не дура, и вероятно, увидев, к чему идёт, приказала бы Берсеркеру перейти в призрачную форму и отступила бы. Может быть, мастер бы даже смягчился и позволил каким-нибудь произволом (хотя бы теми же ножнами Эскалибура) реанимировать Рин.
Спрашивается, чего я вообще так придираюсь, мало ли в мире косячных аниме, в том числе и выстроенных на ЕННОХ-принципах?
А придираюсь я потому, что завязка мне чертовски понравилась. Концепция Героических Духов сама по себе очень вкусна. С одной стороны, это некогда живший реальный человек, со своими абсолютно реальными воспоминаниями и тараканами в голове. С другой - это воплощённый миф, то, что отложилось в коллективной памяти человечества из деяний данной личности - включая "а потом и анекдотов всяких насочиняли..." Человек, как никто другой, понимает условность (а порой и откровенную абсурдность) мифа - он ведь помнит, как это всё происходило на самом деле. Но в то же время человек вынужден черпать из своего мифа силы. Вернее те формы, которые обретает сила, пожертвованная ему мастером. К сожалению, в аниме эту тему совсем не развили, не знаю, как в игре. Но концепт - прекрасен. И что немаловажно, с моей точки зрения, очень... играбелен.
Войну за Грааль можно с минимальными правками перенести в любой мир, где есть:
а) Героическая мифология
б) Ноосфера или её аналог
в) Магия или её подобие
г) Достаточно могущественная организация, следящая за паранормами
Я как-то видел на kamrad.ru, как её перенесли во вселенную Звёздных Войн - и знаете, отлично легло. К сожалению, я тогда не смотрел аниме и не мог оценить, а сейчас перерывать более тысячи страниц треда в поисках нужной истории - не потяну.
А в сеттинге Гандама? Героический Дух Амуро Рея или тем более Киры Ямато - определённо класс Райдер. С соответствующим Гандамом в роли Небесного Фантазма.
Или взять Вархаммер, к примеру. Там буквально шагу сделать невозможно, чтобы не наткнуться на очередного легендарного героя - одних только Примархов двадцать штук. Ангрон - клас Берсеркер, Магнус - класс Кастер, и так далее.
А есть миры, которые просто напрашиваются на крипту. Вот к примеру Интегра Хеллсинг - почти типичный маг-Мастер, а Алукард - её Слуга, Героический Дух Влада Цепеша. Король Нечисти (сравните с Королём Героев и Королём Рыцарей). Тут тот же вопрос противостояния человека и мифа: Цепеш ни хрена вампиром не был, конечно, но людская молва его таким сделала - приходится соответствовать. Снятие печатей - раскрытие его Небесного Фантазма. Класс - то ли Арчер (любовь к огнестрелу), то ли Берсеркер (тогда снятие печатей - это его Безумное Усиление), то ли Мститель (пока не пнёшь - не полетит).
Кстати, о классах. Судя по всему, авторы F/SN переиграли в D&D и решили вместо того, чтобы гонять партии по дэнженам - стравить их между собой, чтобы узнать, кто сильнее. Сэйбер-Лансер-Арчер-Берсеркер-Кастер-Ассасин-Райдер; Паладин-Файтер-Рейнджер-Варвар-Маг-Ассасин-Друид. Что называется, найдите десять отличий.
D&D я не люблю, есть за мной такой грех нетерпимости.
Но есть один восхитительный нюанс, лёгким движением руки превращающий баг сеттинга в фичу.
В отличие от подземельно-драконьих героев, Слуги ЗНАЮТ о собственной принадлежности к тому или иному классу. Они его даже не выбирают, его навязывает Грааль. То есть Слуги, будучи людьми, а не просто наборами характеристик, вполне могут рефлексировать абсурдность концепции - но всё равно вынуждены в неё втискиваться, используя достоинства и недостатки своего класса. Так что имеем уже тройной конфликт - между человеком, мифом и классом. То, что в сериале оно не отрефлексировано, скорее не ляп, а побочный эффект национальности авторов. Класс - аналог Пути, а над Путём, своим или чужим, на Востоке смеяться не принято. Что касается внутримирового объяснения, то в данной войне большинство Слуг, хоть и европейцы, выходцы из тех времён, когда ирония и скептицизм ещё не были в моде, а смеяться над судьбой вообще считалось кратчайшим путём на тот свет.
Если человек - это Эго Героического Духа, то миф получается Ид (разрушительной и животворной силой бессознательного), а класс - супер-эго (должное, то чего от тебя ждёт твой Мастер). Причём в данном случае Эго первично, Ид вторично, а Супер-Эго третично - человек порождает миф, миф навязывает класс.
Это мне напомнило концепцию трансформеров в
изложении Геста:
Инопланетные роботы не просто так собираются в до боли знакомые земные машинки. На самом деле, каждый трансформер представляет собой огромную глыбу псевдометаллической плоти, каждая клетка которой представляет собой отдельный механизм. В высшей степени нанотехнологично. И их естественная форма, "протоформа" - гигантский гуманоид; просто потому, что это удобная анатомическая схема. Две ходилки, две хваталки, одна гляделка на самом верху. При желании, они могут принять любую другую форму - потому что "уровень их технологий для нас не отличим от магии", "а техническая сложность этих машин такова, что мы можем считать их живыми". Венец технологической эволюции, хех. И вот, попадая на новую планету, они принимают облик местных форм жизни - обычный ход в фантастике. Только их интересуют "темы" - порождения нашей техносферы. Они находят подходящий им по габаритам и эстетике образец, сканируют его, а затем превращаются в него, тщательно воспроизводя каждую заклёпку (но сохраняя важные собственные системы, встраивая и пряча их в структурах образца). Так у них появляются колёса, решётки радиаторов, стёкла и прочие, очевидно земные прибамбасы. И вот они существуют в качестве местной техники, неотличимые от неё, хотя при желании могут в любой момент собрать из своих новых тел прежнюю гуманоидную форму. Есть в этом какое-то высокое безумие - превращаться в технику, потому что только она кажется им живой, потому что их привлекает возможность ощутить своим телом технические решения иной цивилизации. Мы вот гордимся Моной Лизой и Пушкиным, а для пришельцев мы раса "КАМАЗов" и паравозов, и только этим интересны.
То есть трансформеры - это такие космические ролевики-косплееры. Они не прочь время от времени считерить, проявив ТТХ, запредельные для механического прототипа, или вовсе переодеться в цивильное - трансформироваться в гуманоидную форму. Но основную часть времени они должны соответствовать той роли, которую избрали (или которую назначил мастер).
Так и Героические Духи должны отыгрывать свой миф и свой класс. Только миф им назначает Хроника Акаши, а класс - Грааль при призыве. Кто выполняет роль гейм-мастера для трансформеров, не совсем понятно - возможно, Куб.
Интересно, что Гест отмечает для трансформеров ту же характерную играбельность:
Вообще, забавно представить, что бы было, если трансформеры залезли во вселенную Бэттлтэк - и начали копировать тамошних роботов. Или вообще в любой фантастический сеттинг с гигантскими роботами... или вообще в любой фантастический сеттинг. Они в любом случае будут представлять собой нечто высшее, заруливающее и непонятное. Вот, кстати, Оптимус Прайм в одном из своих инопланетных обличий.
Героические Духи, как и трансформеры, изначально предназначены встраиваться в чужие сеттинги, это часть их жизненного цикла. Даже немного лучше - потому что, к примеру, в средневековом фэнтези трансформерам делать нечего, нет подходящих прототипов. А Война за Грааль там прописывается запросто.
И ещё один нюанс, который не даёт покоя критикам сериала - это "ляп" с Королевой Артурией.
Ну, начнём с того, что это не совсем ляп - нигде ведь не говорится (насколько я знаю), является Насуверс параллельным миром или криптой мира нашего. Но у авторов было два способа изящно его заретконить и один способ проигнорировать. Они предпочти заретконить неизящно.
Игнорирование: Насуверс НЕ является нашим миром. Широ в школе на уроке литературы (или дома в порядке свободного чтения) читает легенды о КОРОЛЕВЕ Артурии.
Изящный реткон номер раз: мечтой Артурии было - вернуться в прошлое и отменить свой выбор, передав Меч более достойному кандидату. Авторы могли бы ей это позволить, и изменить прошлое. Меч попадает к ПАРЕНЬКУ Артуру (Сэйбер вполне может сыграть роль Девы Озера), и Насуверс плавно превращается в наш мир - либо от него отходит ветка альтернативной истории, которая и становится нашим миром.
Изящный реткон номер два: Женщина вошла в миф, как мужчина, и теперь вынуждена сражаться с собственным мужским мифом (своим, так сказать, анимусом). Авторы сериала сделали робкие шаги в этом направлении - вроде бы магия меча заставляла всех видеть её мужчиной. Но развить тему не то поленились, не то побоялись. Представим, что в бою у Сейбер, к примеру, тело было закрыто доспехами, лицо - сиянием, а голос - неразличимо-бесполый... это было бы одновременно и проекцией мифа, подавляющей настоящую личность, и одновременно объяснением, как её видели рыцари при жизни.
и только потом, когда Широ впервые видит её в домашней обстановке, без доспеха (а может и без всего остального) - он понимает, что его Слуга - девушка. Тогда бы фраза "я не женщина, я рыцарь", брошенная Сейбер в душе, прозвучала куда выразительнее - а так контекста нет, её опереть не на что.
А так что мы имеем?
Броневые накладки поверх пышной юбки века так девятнадцатого и совершенно открытое лицо? Да что там лицо... вся голова! Это, пардон, что? Это с чем вообще едят? Такой наряд равно неисторичен, непригоден ни для боя, ни для быта, ни для верховой езды, ни для сокрытия личности. Хорошо ещё, кирасу на грудь нацепить догадались... Единственное приходящее в голову его назначение - символизировать двойственную природу Сейбер. Но тогда, опять же, это значение должно быть отрефлексировано, потому что символы в Насуверсе - это такие штуки, которые могут выскочить из-за угла и больно укусить вас за задницу.
То есть общая претензия та же, что и к Трансформерам - взяли прекрасную сюжетную завязку, создали для неё действительно гениальный мир... и бездарно слили реализацию.
Уточню - это всё относится конкретно к аниме. Как обстоят дела в визуальной новелле, я не знаю. Может быть, там большинство этих багов пофиксено или вовсе никогда не появлялось. Но если так, то за экранизацией можно было и лучше проследить.