24 типа слуг Тёмного Властелина

Apr 27, 2020 21:28

Коллега gest когда-то давно выдал довольно интересный пост про классификацию слуг Тёмного Властелина, а не так давно, использовав мой комментарий к первому посту, сделал новую статью, уже побольше. Я тогда имел наглость сказать, что концепция хороша, но в ней чего-то не хватает.
Инициатива, как известно, наказуема исполнением, и раз имеешь наглость критиковать - предложи что-то своё. Я неделю пыхтел, но таки сделал свою классификацию на основе базовой концепции Геста.
Итак, чего мне не хватало в гестовской концепции. Во-первых, яркости и разнообразия. Многие категории сливались в однородную массу. Гоблины, гномы, люди, люди, гномы, гоблины. Не ощущалось чудес, пусть даже злых чудес, не было магии, пусть даже тёмной магии. Возникало чувство, будто читаешь рецепт не для фэнтези, а для производственного романа. "Где драконы?!" - орал я про себя.
Между тем, именно настоящий Тёмный Властелин - сторонник расового разнообразия, куда там современным SJW-шникам!
Сотворение Арды. Эру:
- И будут в Арде два народа...
Ауле (тихо):
- Может быть, три?
Мелькор (тихо и злобно):
- Шесть, не меньше. И еще ящерицу какую-нибудь изобрету…

Во-вторых, позиции достоинств в гестовской классификации отличались друг от друга количественно, но не качественно. То есть понятно, что Многочисленность ++ это больше, чем Многочисленность +, но на сколько больше? В два раза, на порядок, на два порядка? Слишком зависит от конкретного сюжета. Я постарался ввести между ступенями качественные различия, сделать все четыре позиции принципиально разными. Тем более, что лояльность в цифрах не измеришь.

Поэтом для начала моё описание ключевых достоинств прислужников, несколько отличное от гестовского:

Deadly - смертоносность.
++ герои. Могут выйти против врага, существенно превосходящего их силой, и при некоторых обстоятельствах даже победить его (не всегда, конечно).
+ хорошие солдаты. Могут выйти против врага, более-менее равного по силе, но существенно превосходящему уже проиграют - либо откажутся вступать в бой, либо вступят, но ущерба не нанесут.
- молодцы против овец. Каратели, террор-группы, эскадроны смерти. Могут успешно атаковать более слабого противника, но против равного уже не годны, о превосходящем и речи нет.
-- принципиальные пацифисты, не могут атаковать даже более слабого противника. Прикажи такому расстрелять пленного, он и пленного отпустит, и автомат ему на память подарит. Так как они ценны в других отношениях (не боевых), приходится выделять часть вооружённых сил на их охрану. То есть боеспособность отрицательна.

Competent - компетентность.
++ гении. Разбираются и в тактике, и в стратегии. Сами ставят себе задачи, сами их выполняют - на пользу себе, тёмной родине и Властелину (чем ниже параметр лояльности, тем больше себе, меньше Властелину).
+ хорошие исполнители. "Солдат должен быть находчив и смекалист", "всяк солдат должен знать свой манёвр". Разбираются в тактике, но слабоваты в стратегии. Порученную задачу выполняют толково и с умом, но сами себе задачи ставить уже не могут.
- юниты из компьютерной стратегии. "Могу копать, могу не копать". "Солдат есть автомат, к ружью приставленный". Сказали идти и стрелять - идём и стреляем, не сказали - стоим на месте. Самостоятельности ноль, ответственности тоже ноль.
-- дурни из анекдотов. "Услужливый дурак опаснее врага". "Научи дурака молиться, он и лоб расшибёт". Инициативы полно, но направлена она каждый раз, чтобы навредить себе, тёмной родине и Властелину. "Компьютер не умеет думать. А эти умеют, но неправильно. То есть, в каждом случае, они сознательно выбирают самый дурацкий вариант из возможных". Требуется отвлекать интеллектуальные ресурсы для тщательного присмотра за ними - это и есть отрицательная компетентность.

Loyal - лояльность.
++ фанатики, личные вассалы. Преданы как Властелину, так и тёмному делу, но Властелину - больше. Выполнят любой приказ, каким бы аморальным (вопреки Смертоносности), абсурдным (вопреки Компетентности) и самоубийственным (вопреки Многочисленности) он ни казался. Идеальное оружие для внутренних интриг и гражданских войн.
+ честные служаки. Преданы как Властелину, так и тёмному делу, но делу - больше. Властелин для них хорош настолько, насколько этому тёмному делу служит. Если он явно вредит собственной империи, восставать против него не будут, но выполнять обязанности станут спустя рукава. Очень не любят гражданских войн, переворотов и прочих ситуаций, когда надо самому отвечать на вопрос "кому ты лоялен". Если же Властелина законным (по местным понятиям) путём сменит другой - будут служить ему с той же радостью.
- заговорщики-карьеристы. Преданы тёмному делу, но ни разу не Властелину. На сторону света не перебегут, зато с радостью воткнут кинжал в спину непосредственному начальнику, чтобы занять его место. Постоянно плетут интриги (ну или при низкой Компетентности - просто ждут возможности впиться в горло).
-- идейные светлые. Не признают ни Властелина, ни его империи, ни его дела, работают только под постоянной угрозой расправы над ними или их близкими. С радостью перебегут на сторону света, если представится такая возможность.

Аbundant - многочисленность.
++ кролики. Воспроизводятся дёшево и быстро. Вы имеете их много в начале войны, и можете быстро пополнять запасы в процессе, если их повыбили.
+ дубы. Воспроизводятся дёшево, но медленно. В начале войны их у вас много, так как они плодились весь мирный период, но если понесут тяжёлые потери, восполнить их вряд ли получится.
- Волки. Воспроизводятся быстро, но дорого. В начале войны их у вас скорее всего мало, потом - смотря как пойдут дела.
-- Слоны. Воспроизводятся медленно и дорого. Изначально их у вас мало, и вряд ли будет существенно больше до конца кампании, так что главная особенность их грамотного применения - не терять. И конечно, при первой возможности отбивать у противника.

С учётом этих определений можно уже попробовать собрать войско Тёмного Властелина. Обозначим достоинства и недостатки четырёхбуквенной комбинацией - на первом месте главное достоинство, на втором вторичное достоинство, на третьем - вторичный недостаток, на четвёртом - главный недостаток.


DCLA - герой, неплохо понимающий в тактике, замышляет против своего повелителя, метя на его трон, невероятно дорогой. Тёмный принц, первый в линии наследования на престол, "дракон" Властелина. Дарт Вейдер при Сидиусе. Саурон при Морготе.

DCAL - герой, неплохо понимающий в тактике, может быть приобретён при наличии ресурсов, от души ненавидит тёмное дело. Это, конечно, светлые волшебники, которых мы обманом, тёмными чарами и прочими методами сманили на свою сторону. Люк Скайуокер, если бы Сидиусу удалось его подчинить. Гэндальф, принявший Кольцо.

DLCA - герой, служащий тёмной империи в целом, выполняющий приказы, но ни шагу от них по своей инициативе, невероятно дорогой. Звезда Смерти! В фэнтези-сеттинге подобрать аналог сложнее, местные аналоги механизмов по степени инициативы (нежить и големы) лояльны обычно строго своему создателю/призывателю, у них нет той системы сдержек и противовесов, роль которой играет служба внутренней безопасности на больших механизмах космооперы. А Тёмные Силы, вроде балрогов или древних драконов, не столь роботоподобны по степени Компетентности. Подойдёт разве что какой-нибудь магический артефакт - Меч Тьмы или Молот Подземного Мира. Древние Великие Чары ограничивают его использование даже самим Властелином.

DLAC - герой, служащий тёмной империи в целом, строится или приобретается с большими затратами, интеллект отрицательный, постоянно творит всякую хрень. Скованный низший демон - не из тех, что соблазняют и совращают, а из тех, что отравляют всё вокруг и рвут в клочья даже сильнейших воинов. Да, у демона лояльность +, как ни странно - при всех своих закидонах, он идейный тёмный, и на сторону Света не перейдёт, а если попытается порвать самого Властелина, то не затем, чтобы занять его трон, а чтобы убедиться, что это правильный Властелин с крепкими кулаками и заклинаниями. А про мелких орков ничего не сказано, их рвать можно и нужно. Что значит "это ослабляет нашу армию"?! Слабые Тьме не нужны! Тут вот, в противоположность предыдущему набору, уже трудно подобрать аналог из космооперы - естественное биологическое оружие, типа ксеноморфа, вряд ли отличит солдат Легиона Тьмы от Рейнджеров Свободы. Хотя... Меха, пожалуй, подойдёт.
- Робот у нас пропал, прямо с базы. Боевой. Альфа-модель. Такая лапочка!
- Ро-о-бот?!
- Он самый. Чего ты так уставился?
- Это такая дура размером с небоскреб, которая в процессе функционирования разносит полгорода, поскольку пилотируется подростками с неустойчивой психикой? Как такое могло пропасть? (с)

DACL - герой, дешёвый, но приобретаемый медленно, приказы выполняет механически и дословно, при первой возможности переметнётся к светлым. В космоопере это вполне естественно. Вражеский боевой корабль с искусственным интеллектом, не выполнять приказов не может, причинить вреда владельцам тоже, единственный доступный вид сопротивления - "итальянская забастовка", буквальное выполнение всех приказов и ни шагу сверх того. Поскольку многочисленность +, видимо, мы угнали целый флот таких. В фэнтези... С одной стороны, легко представить себе сильнейший светлый артефакт в руках у тёмного Властелина - сильмариллы у Моргота, например, или палочку Гарри в руках у Волдеморта. Но представить себе кучу таких артефактов... фэнтези всё же не индустриальный мир. Хотя... армия светлых чудовищ (металлических драконов из DragonLance или орлов Манвэ из Средиземья), разум которой Властелин поработил своими заклинаниями. Зомбирующие чары лишили их всякой инициативы, а стоит кому-то сорвать с них контролирующие амулеты, как они тут же обратятся против прежнего хозяина.

DALC - герой-заговорщик, идейный тёмный, дешёвый, но приобретаемый медленно, и постоянно творящий всякую хрень. В фэнтези это будут бастарды Тёмного Властелина, демоны-полукровки. В отличие от принца-DCLA - трон им не светит даже после смерти Властелина (насильственной, разумеется, потому как Властелин бессмертен) сразу по ряду причин: во-первых, их слишком много, во-вторых, они не имеют никакого авторитета в войсках и в народе, в-третьих... не то, чтобы тупы (совсем тупые не смогли бы плести заговоры), но в бою им срывает крышу от кровожадности. От отсутствия перспектив бесятся ещё больше, и ещё охотнее плетут заговоры. При этом к светлым, естественно, не перейдут - во-первых, слишком различаются ценности и образ жизни, а во-вторых, свету эти маньяки с порченной кровью даром не сдались. В космоопере - мутанты-псионики с крайне нестабильной психикой, считающие себя тем не менее высшей расой. Магнето из "Людей Икс" видели? Вот оно.

CDLA - супермозг, гений планирования, mastermind. В фэнтези - генерал-маг. Вероятно специализируется в обеих версиях на контроле сознания, что своих, что врагов. Разумеется, Властелина в грош не ставит, считает бесполезным тупым громилой, "а вот я смогу управлять как надо, приведя Империю к настоящему величию".

СDAL - весьма загадочные фигуры. Высокоинтеллектуальные идейные светлые, которые тем не менее сражаются на нашей стороне, и не просто тупо выполняют приказы, а прилагают всю свою изобретательность для формулировки и решения боевых задач? Но при этом при первой возможности перейдут на сторону врага? Заставить кого-то ТАК служить силой или угрозами вряд ли возможно. С другой стороны, вспомним две роли Кристофера Ли - Саруман, он же граф Дуку. Идейный светлый, просчитавший, что победа тьмы неминуема, и исходящий из "не можешь предотвратить - возглавь". Только в нашем случае - их целая фракция таких. В фэнтези - это высшие эльфы, в космоопере - достаточно развитые инопланетяне. Очень полезные ребята, но Властелину приходится тратить кучу ресурсов, чтобы поддерживать у них убеждённость в неминуемой победе Тьмы. Потому что если они просчитают, что вероятность победы Света в новых условиях выше - с той же лёгкостью перепрыгнут обратно, ИЧСХ, их там примут. Как в счёт былых заслуг, так и потому, что они не дураки, и находясь на службе Тьмы всё же избегают особо отвратительных для светлых сил поступков. Размножаются путём переманивания себе подобных со светлой стороны - каждая такая операция стоит немалых ресурсов, но наши супермыслители гарантируют её успех. Кому, как не им знать образ мышления сородичей.

СLDA - "доктор Менгеле", гениальный тюремщик, комендант концлагеря, губернатор оккупированных территорий, начальник контрразведки, работорговец. Да, всё, что он умеет - это издеваться над слабыми, но он умеет это делать хорошо. В его зоне ответственности будет идеальный порядок. При этом "мзду не берёт, ему за державу обидно".

СLAD - вычислительный центр с мощнейшими суперкомпьютерами-ИИ. Можно построить ещё, и довольно быстро, но деньги жрёт как не в себя. При этом запрограммированы наши ИскИны на лояльность государству, а не текущему лидеру. В фэнтези это маги-прорицатели или жрецы тёмных богов. Прорицатели используют для гадания крайне дорогие артефакты, которых тем не менее можно изготовить в алхимической лаборатории сколько угодно - хватило бы ингредиентов. А возведение жреца в сан требует масштабных жертвоприношений его богам.

СADL - близкая родня CDAL, лесные эльфы в фэнтези, раса слуг в космоопере. Служат Властелину, потому что ему служат их господа CDAL - "жираф большой, ему видней". Считают себя великими воинами, но по факту таковыми не являются - в основном используются как партизаны, диверсанты, каратели, поддержка других войск. Тем не менее, весьма умны (компетентность на первом месте же!), и в этих вспомогательных ролях незаменимы. В космоопере это пираты, лёгкие рейдеры, способные полностью перерезать врагу коммуникации.

СALD - о, а вот это весьма оригинальное сочетание. Очень умные пацифисты-заговорщики. Внутренняя системная оппозиция, "масоны", сговор администраторов и учёных "с целью спасения тёмной родины от безграмотной тирании Властелина". Вероятно, в союзе с CDLA, который предлагает им внешнюю безопасность - при всей своей оппозиционности, сдавать родину светлым они не собираются, а значит, нужен кто-то, способный перехватить рычаги управления войсками. Ненавидят DALC, которых считают ещё большей угрозой, чем действующий Властелин и подвизающийся при нём DCLA. Чтобы не допустить к управлению этих "фашистов", готовы даже на временное объединение с действующей властью. Сам DCLA в свою очередь рассматривает CALD как полезных идиотов.

LDCA - боевой голем-телохранитель. В космоопере - робот.

LDAC - армия зомби-вурдалаков. Подняты лично Властелином и лично ему служат. О смене хозяина не может быть и речи, но вот порвать и сожрать случайно подвернувшуюся добычу - это запросто. В космоопере - хищные полуразумные стадные/эусоциальные инопланетяне, принимающие Властелина за своего вожака/матку.

LCDA - крайне неприятный тип. Один из тех, из-за наличия которых, собственно, не любят Властелина и тёмных вообще. Личный палач, специалист по допросам и/или ликвидации неугодных. Преданный цепной пёс. Одинаково хорошо вписывается в любой сеттинг.

LCAD - персональная группа экспертов-советников. Единственные специалисты, слову которых Властелин действительно может доверять. В фэнтези - небоевые маги, целители, оракулы. Любопытно, что A- означает, что стоят дорого, но приобретаются "по щелчку пальцев". В реале таких приходится выращивать или прикармливать долго и хлопотно, поскольку любые принятые у властелинов методы гарантировать лояльность снижают компетентность. Вероятно, это что-то вроде дроидов из Звёздных Войн - платишь корпорации мультимегакредитную сумму и забираешь готового специалиста по нужному вопросу. Вроде лемовского Совершенного Советчика. Забавно, что как раз в космоопере подобные штуки можно проделывать и с людьми (кондиционирование школы Сак в "Дюне", фокусирование в "Глубине в небе"), а вот в фэнтези такой магии, обеспечивающей искреннюю и постоянную преданность без снижения интеллекта, практически не встречается. Любой специалист, которого легко нанять за золото, так же легко может быть и перекуплен твоими конкурентами. Можно представить солдата-наёмника с кодексом чести, который выставляет на рынок свою верность до конца (за очень высокую цену, но тем не менее). Или которого выставляют другие (вроде Безупречных Мартина). Но представить подобный кодекс у гражданского специалиста куда сложнее. Раб-переводчик, раб-писец, раб-педагог - все они либо выращиваются в семье с детства (патриархальное рабство, A+), либо, если куплены на рынке, легко хозяев меняют (классическое рабство, диапазон от L+ до L--, но не L++).
Хотя... ближайший фэнтезийный аналог LCAD - это вольноотпущенники. Берём ценного высококачественного специалиста-раба, выписываем ему вольную без всяких условий. Ещё и подъёмные выдаём, чтобы не удерживать его финансовой зависимостью. Может уйти (поэтому дорого, швыряться такими кадрами), но если останется - будет верен тому, кто его отпустил.

LADC - "орки Моргота". Требуют прямого ментального контроля Властелина, за его пределами, оставшись без присмотра, творят лютую хрень. Выращиваются медленно, так как каждого нужно вручную "подключать к сети". Зато за сотни лет их можно накопить много, очень много, и разумеется, преданы только непосредственно своему "оператору". Сражаются при этом... ну, как толкиновские орки. Обычный человеческий солдат их может резать пачками. Но когда их тридцать и более на одного, при этом действуют как единый организм... могут возникнуть проблемы. В космоопере это будут биороботы, зерглинги.

LACD - личный запас рабочей силы Властелина, его экономическая база на случай, если придётся бежать, бросив всё. По сути дополнительные руки. Дроны улья, настроенные на феромоны данной конкретной королевы. В фэнтези - скелеты в шкафу (в буквальном, а не в переносном смысле). Пока дела идут хорошо, заставлять их трудиться смысла нет - они не окупают собственного износа и требуют слишком много внимания на ручном управлении. Но когда срочно понадобится "трудармия из ниоткуда" - их поднимают из гробов или из спячки.

ADCL - и тут мы опять получаем что-то крайне забавное. Четвёртая (отрицательная) лояльность указывает на порабощённые силы света. Но первая Численность - эти ребята плодятся, как кролики. Светлые. В неволе. Плодятся, как кролики. Ну или плодятся как кролики за пределами тёмной империи, а Властелину просто очень легко их толпами захватывать. Тоже странноватая картинка, учитывая вторую Смертоносность.
В космоопере такое представить в принципе можно. Зонды фон Неймана, плодятся где-то на задворках Галактики, их код Властелину известен, так что налетай и собирай. Третья Компетентность - это как раз роботы. Но как это должно выглядеть в фэнтези?
Пожалуй, ближайший фэнтезийный аналог ADCL - это духи природы. Их, безусловно, много, очень много. У каждой травинки, у каждого ручья, у каждого насекомого и мыши-полёвки есть свой дух. Изначально они нейтральны, на борьбу света и тьмы им пофиг, было бы родное озерцо в порядке. Властелин природу "оскверняет", то есть подчиняет её духов себе. Этот процесс достаточно дёшев и массов, но если светлые контрмагией духов освободят - они тут же обратятся против бывшего поработителя.

ADLC - тоже духи, но уже Хаоса. Целенаправленно мстить Властелину, если и вырвутся из-под контроля, они не будут - во-первых, целенаправленная деятельность Хаосу вообще не присуща, во-вторых, для тёмных подобные силовые взаимоотношения в порядке вещей. Но даже оставаясь полностью скованными, они продолжают творить полную хрень, стоит только магу-оператору немного отвлечься - потому что такова их суть.
В космоопере это будет биооружие типа ксеноморфов из "Чужих".

ACDL - квислинги, полицаи, все невоенные силовые операторы, навербованные из светлых на завоёванных территориях.
ACLD - самые заурядные чиновнички, гражданская администрация.
Обе эти категории ничем не отличаются в фэнтези и в космоопере.

ALDC - "орки Саурона". В отличие от орков Моргота, управляются не прямым ментальным контролем, а старым добрым кнутом и пряником - вот вам враг, его надо резать, в процессе можно нехило порезвиться, вот вам плётка, для тех, кто будет резать недостаточно старательно. Благодаря этому их можно вербовать в армию Властелина сразу целыми ордами в кратчайшие сроки. Но и отношение к Властелину у них соответствующее - не бог, не качественно отличное существо, а всего лишь "сверхвожак", первый среди равных. Пока силён - за ним идут, ослаб - найдут того, кто посильнее (лично грызть глотку не кинутся только потому, что понимают - даже ослабленный Властелин в тысячи раз сильнее любого из них). В космоопере это союзные аборигены диких планет, негуманоиды Нарат Тейна, банды Подулья.

ALCD - простые малограмотные рабочие и крестьяне, экономическая основа Империи, планктон, которыми питаются абсолютно все остальные.

Да, естественно, такая система тоже неполна. В ней нельзя, например, выставить два параметра в ++, а два других - в --. Всегда по одному параметру имеет по одному значению. Правильная "стратегия" должна выделять два свободных очка на прокачку параметров, которые изначально на нуле. Каждый параметр можно повышать до +2 (тратя очки), или понижать до -1 (получая очки). Но сколько всего получится комбинаций при таком произвольном распределении очков - мне уже не сообразилось как-то. Понятно, что 4 параметра, 4 возможных значения у каждого - максимальное количество получается 4^4=256. Но как (кроме как тупым перебором) исключить комбинации, где сумма значений больше 2 - у меня что-то котелок уже не варит. Кстати, комбинации, где сумма значений МЕНЬШЕ 2 - возможны, и могут даже оказаться вполне играбельными. Властелин не обязан тратить ВСЕ свободные очки, он может намеренно их приберечь, занизив какой-то параметр. Например, Лояльность -- (потенциальный предатель в сторону Света), может при определённых условиях оказаться менее опасной, чем Лояльность - (внутренний интриган-карьерист). Да и Смертоносность -- (не сражается ни с кем) как минимум выгоднее для репутации, чем Смертоносность - (сражается только со слабыми).

фантастоведение, игры, о друзьях, дистопия, идеи

Previous post Next post
Up