Третий фильм о котором пойдет речь, это фильм "Мы за правое дело дрались, камарад", показаный 8 марта 2010 г. по Первому Каналу.
В соответствии с информацией,
указаной на сайте канала, авторами фильма являются некие Евгений Латий и Светлана Сухарева. Режиссер Олег Бараев.
Однако в титрах как автор и ведущий указан Сергей Медведев. Бывший ведущий программы "Время", которого я хорошо помню по репортажам во время "путча" 1991 г. из резервной студии Центрального Телевидения. После развала СССР - прессекретарь Ельцина, активно участвовавший в приснопамятной компании 1996 г. И с тех же пор Заместитель директора ОРТ и председатель Совета директоров телекомпании "Останкино". Фигура, мягко говоря, не рядовая. Он же в титрах указан как сопродюсер фильма. Второй продюсер Заместитель генерального директора Первого канала по общественно-политическому вещанию Олег Вольнов, который уже знаком нам как продюсер
пропагандистского сериала "Битва за космос". И это многое объясняет.
Боюсь, что я не ошибаюсь, оценив данный фильм как диверсию против единственного французского пилота Нормандии-Неман, чья могила не была перенесена из России, как могилы остальных пилотов. Отсюда и присутствие в фильме столь крупной фигуры, как Сергей Медведев в качестве простого ведущего.
Когда в 2009 г. на просторах Интернета мне попался
сценарий этого фильма, мне даже в голову не пришло, что эта "клюква" не только может быть снята, но снята аж Первым Каналом.
История снята по следам происшествия в Республике Беларусь, когда в 2006 г. в одной из деревень были найдены останки военных, погибших во время войны. О них время от времени рассказывал ныне покойный владелец сада, где были обнаружены останки, но ему никто не верил. Он же называл одного из погибших французом. Неожиданная материализация останков дала толчок действию. Один из погибших был сразу же идентифицирован, благодаря медальону, как рядовой пехоты Виктор Ткачев из Семипалатинской области, пропавший без вести в июле 1944 г.
Второй же не идентифицирован до сих пор. Ровно ничего не указывает на то, что он мог быть летчиком, а тем более французом, но ведь и в существование могилы никто не верил. Делом занялся военный комиссар района, ветеран Афганистана полковник Бабин, который на тот день о Нормандии-Неман знал только эти два слова. Нормандия-Неман появилась в расследовании только в связи с "французом". Кто ж еще? Про
LFV и сейчас мало кто вспомнит. Хотя в братских могилах на территории Белоруссии похоронено несколько французов, погибших в партизанских отрядах.
Масла в огонь подлил посол Франции, который только только вернулся в Беларусь после отзыва посольства в результате недовольства Запада белорусским "режимом", а тут такой повод отличиться. Именно он, по известной ему одному причине, назвал погибшего пилота де Фальтаном, после чего расследование и стало вертеться вокруг этой фамилии. Впрочем после первого же появления посла в деревне и первого контакта с Ассоциацией "Нормандия-Неман", версия рассыпалась в прах. А вскоре и военком получил документы из Москвы, подтверждающие, что
Бруно де Фальтан бесспорно похоронен в Москве на Введенском кладбище. Газета "Беларусь Сегодня" сообщила об этом
6 апреля 2007 года, что не помешало главному телевизионному каналу российского телевидения экранизировать этот детектив три года спустя в 2010 г. И более того, нисколько не сомневаясь, в то время, когда уже было известно, что версия не состоялась, авторы фильма заявились к 94 летнему Ги де Фальтану с завлением, что его брат похоронен не там, где он думает и даже под объективы взяли у него анализ ДНК.
Кроме главного ведущего в фильме так же появляется гвардии полковник в отставке Анатолий Фетисов, Председатель Совета и президент Ассоциации российских (стран СНГ) ветеранов 1 оиап "NORMANDIE-NIEMEN", командир 18 гв. иап при котором в 1995 г. полк по указу Президента Ельцина получил почетное наименование "Нормандия-Неман" и который даже обозначен авторами фильма как КОНСУЛЬТАНТ. Хотя Анатолий Андреевич к созданию фильма никакого отношения не имел, ту часть фильма, где полковник Фетисов рассказывает историю полка вполне можно смотреть и использовать как учебное пособие. Ту часть фильма, где появляется Сергей Медведев, можно не смотреть вообще, поскольку там косяк на косяке, и фальсификация на фальсификации. Уже с первых минут ведущий фильма отметился заявлением про то, как французские летчики бежали с НЕМЕЦКИХ баз в Алжире, на глазах изумленных НЕМЦЕВ. По мнению авторов сценария, немцы дошли до Алжира.
Проблем с финансированием у канала не было и в нем ведущий перемещается от Нормандии до Тегерана. Хотя ветераны "Нормандии-Неман" обычно вспоминают, что в Тегеране они почуствовали, что приближаются к войне, поскольку он был в то время занят советской и английской армией, в фильме он представлен как вневоенный рай, забитый продуктами питания.
Далее ведущий путается в разных событиях и рассказывает о переводе "Нормандии" из бомбардировочной дивизии в истребительную ДО первых потерь. Рассказывая о первых трех погибших французах, ведущий делает феноменальное открытие, что тела двух погибших летчиков Раймона Дервилля и Ива Бизьена были найдены! Надо было бы про эту сенсацию делать фильм! А то весь остальной мир об этом так и не знает. И, кстати, как раз предполагается, что они были среди первых расстреляных в плену французских летчиков.
Третий перл - про то, что французских механиков выслали из СССР за некие драки между пилотами. Причем еще до гибели
Жана Тюляна, которого в фильме разжаловали из майоров в капитаны. Т.е. ощущение полной халтуры растет от кадра к кадру. Далее за подробностями о гибели Тюляна и его ВОЗМОЖНОГО захоронения автор и ведуший едет в Париж для распросов Ролана де ля Пуапа. Не в Орел же, где
все видно невооруженным глазом.
Далее рассказывается про некие странные нашивки французского летчика и фантастический детектив про советский МИД, запретивший профессору этнографии М.М. Герасимову (?) восстановить облик погибшего летчика по черепу. В ЖЖ в таких случаях обычно спрашивают - "что автор курил?".
А наличие "необычной формы" как раз заставляет сомневатся, что неизвестный летчик Жан Тюлян,
который носил советскую форму.
Письмо из МИДа не показывается, и при чем тут вообще МИД не объясняется. И кстати, почему в данном случае не предпринята попытка востановить облик погибшего по черепу?
Следующие перлы повествуют про перевод полка в Тулу, где все взято с потолка, плавно переходя к
истории брака Александра Лорана и Риты Лаува. Несмотря на то, что к моменту знакомства с Ритой, Лоран уже провоевал в СССР семь месяцев, был сбит, получил повышение в звании и два боевых ордена, у авторов фильма он "молодой не нюхавший пороху, только что прибывший". Кстати, согласно Маршевого Журнала Нормандии-Неман, брак с Ритой был второй официально зарегистрированый брак Александра Лорана в СССР! В фильме же первого канала Александр Лоран возвращается после войны в Тулу, где справляет свадьбу. Далее идет очередная фальсификация о коварствах режима, который несмотря на личное разрешения Сталина не выпускал Риту в течении шести месяцев во Францию. На моей памяти это достаточно редкое откровенние российских журналистов о том, как "режим" не выполнял решения самого Сталина. В действительности же, речь о браке Лоран поднял в Москве, когда полк получил приказ на своих боевых Яках вернуться во Францию, понимая, что потом уже может быть поздно. По личному распоряжению Сталина пару моментально оженили и Александр улетел во Францию, а Рита в Тулу. Угадайте почему! Ну угадайте! Сейчас в наше демократическое время, когда поездки заграницу так свободны. Ну кто угадал? Да у Риты не было ФРАНЦУЗСКОЙ визы. Именно ее отстутствие и задержало выезд на несколько месяцев. Получение же визы задержало то обстоятельство, что Лоран был отнюдь не из семьи графа или банкира. Во Франции у него не было ни кола ни двора. Поэтому ему по возвращению даже пришлось покинуть Нормандию-Неман и перевестись в другую часть ради получения служебной квартиры в которую он мог вызвать жену из СССР. В фильме это ставиться в вину "советскому режиму". По мнению руководителей российского телевидения, это Советский режим не выдавал французские визы и квартиры французским летчикам в Париже. О тяжелой и трагической судьбе Риты во Франции, после смерти мужа, разумеется, ни слова. О том, что ее дети ездили в пионерский лагерь в СССР тоже.
Закончив развозить турусы на колесах, автор и ведущий к 35 минуте фильма возвращается к истории с которой начинался фильм.
Далее идет откровенная ложь о гибели Бруно де Фальтана и Сергея Астахова. Прежде всего обстоятельства их гибели хорошо известны. 29 июня 1944 г. из за повреждения, полученного в бою, Бруно де Фальтан был вынужден посадить свой самолет в поле. В полк его вывез
Жан де Панж на своем У-2. На следующий день с разрешения командира полка Бруно де Фальтан на двухместном Як-7 со своим механиком вылетел к самолету, что бы попробовать его починить. Затея не удалась и они стали возвращаться. По какой-то причине (возможно самолет был обстрелян с земли) его тоже пришлось аварийно сажать на поле. У Як-7, на котором летели де Фальтан и Астахов, были неубирающиеся шасси и он не мог сесть "на брюхо". При посадке в поле самолет попал колесами в окопы и перевернулся. Оба были тяжело ранены, но Бруно Фальтан еще успел позвать на помощь советских артиллеристов которые и похоронили затем пилота со своим механиком в Дубровенском районе Витебской области. На могиле был установлен крест с именами офицеров и их фотографией. А их документы были переданы в полк. Позднее место захоронения было потеряно и обнаружено в 1967 году, после чего их останки перезахоронили в Москве на Введенском кладбище. Родственники Бруно де Фальтана, единственные из всех, согласились, что бы он был похоронен рядом со своими боевыми друзьями и не стали настаивать на перевозе останков во Францию, как, например, это было с останками Мориса де Сейна. И вот теперь главный российский телеканал предпринимает акцию на дискриминацию этого поступка.
Полное отсутствие каких бы то ни было доказательств активно подменяются натягиваниями резины на глобус. Идентифицированные останки пехотинца Ткачева из Казахстана, пропавшего без вести в июле 1944, выдают за останки лейтенанта авиации Астахова из Cталинградской области, погибшего в июне 1944 г. зачем то обменявшегося с пехотинцем медальонами. Остатки курительной трубки, по неозвученным признакам объявляют "дорогой из ценных пород дерева". Вопроса почему у советского военного не могло быть трубки вообще, трубки подаренной тем же французом, или трофейной, детективы не касаются. Бруно де Фальтан объявляется "единственным курившим трубку". Тут можно было бы привести десяток фотографий с десятками пилотов "Нормандии" с трубкам. Вот как эта:
"слева на право: Ив Фору (с трубкой), Жак де Сан-Фаль, Гергий Лебединский (с трубкой), Марсель Альбер (с трубкой), Марсель Лефевр, Ив Мурье, Михаил Шик, Жозеф Риссо(с трубкой):
Но я приведу одну, которую можно увидеть и в фильме - Бруно де Фальтан с сигаретой. Он один из немногих в Нормандии, кто НЕ курил трубку.
Но в фильме как особое откровение продемонстрирована плохая фотография пилота с трубкой, да еще "похожей" на найденную.
вот эта:
Но человек на фото отнюдь не Бруно де Фальтан, а Эмманюэль Брие, благополучно вернувшийся с войны.
Вот то же самое фото из музея Нормандии-Неман:
.
И тут волей неволей возникает вопрос - как такое может быть: перпепутать фото одного с другим, да еще с экспозиции в музее?. Отмечу, что в данном фильме, несмотря на множественные перемещения автора-ведущего в пространстве, он ни разу не появляется в музее Нормандии-Неман. В титрах фильма идет длиннющий список с благодарностями, в котором опять нет ни музея ни Ассоциации Normandie-Niemen. А все просто - музей и Ассоциация отказались участвовать в этой авантюре, поэтому и в фильме о них не вспомнают.
Зато среди прочего в фильме фигурирует история о том, как французские летчики якобы ПОСЛЕ войны шатались по Белорусии и искали останки некоего погибшего пилота, даже предлагая деньги. Но "ВСЕ БОЯЛИСЬ"... даже за деньги... а хозяин сада боялся "советского режима" так, что вообще не пожелал ничего говорить...
французы действительно ездили... но не после войны, а после развала СССР, когда перестроечные белорусские коллеги Сергея Медведева где то услышав отголоски этой истории, сообщили о якобы найденой могиле французского летчика, расстрелянного белорусскими партизанами, принявшими его за немца. На перестроечной волне хапнув эту историю, французская военная миссия в Москве, а не пилоты полка, совершила поездку в Белоруссию в поисках этой могилы, во время которой и предлагались деньги за информацию. Стало быть, раз люди ничего не говорили от СТРАХА, они уже боялись совсем другого режима. Может быть того, в котором автор и ведущий был пресс-секретарем главы государства?
К чести авторов фильма, если можно так сказать, они не стали скрывать, что анлиз ДНК, как и следовало ожидать, так же подтвердил полную надуманность версии. А за то, что в фильме не появляется антисоветское семейство Астаховых, я даже готов сказать спасибо.
а в отстальном очень грустно за страну, создающую такие фильмы.
для контраста позволю себе цитату из другого Медведева
Дмитрия:
"С каждым годом праздник Победы обретает новое звучание. И, к сожалению, не всегда праздничное звучание. Мы стали чаще сталкиваться с тем, что называется сейчас историческими фальсификациями.... Почему так происходит? Конечно, в каждой науке могут быть свои трактовки, но, наверное, это объясняется и тем, что становится всё меньше и меньше тех людей, кто участвовал в войне, видел её собственными глазами. И вот этот вакуум, этот пробел - либо по неведению, либо зачастую умышленно - заполняется новым видением, новыми трактовками войны.... И, по сути, мы оказываемся в ситуации, когда должны отстаивать историческую истину и даже ещё раз доказывать те факты, которые ещё совсем недавно казались абсолютно очевидными."
может быть, Президенту прежде всего это НУЖНО доказать собственному телевидению...
PS документальный фильм "Мы за правое дело дрались, камарад", стал победителем Четвертого Всероссийского фестиваль «Герой нашего времени» в номинации «По следам войны».
кино-1 кино-2