Я много раз задавался этим вопросом на разных форумах, «ютуб»ах и прочих социальных сетях, где собираются поклонники И.А. Ефремова и романа «Туманность Андромеды» в частности. Вопрос был о том, почему же этот произведение называлось так - «Туманность Андромеды», а не иначе? Ведь, было бы желание, великий писатель смог бы придумать сотни более интересных, громких и пафосных названий, не так ли?
И заметил, что почти всегда поклонники Ефремова стараются обходить этот вопрос стороной. В основном, вопрос о названия романа игнорируется или получает ответный вопрос «а какая разница». Те кто реально старались найти более логичного ответа сказали, что там в романе и есть эпизод про галактики «Туманность Андромеды». Но, о чем же произведение в целом, его основная сюжетная линия, цель написания ? Не отмечалось ли не раз, что книга в целом не про соседней галактики, и даже не про межзвёздных путешествиях, а о человеке и человеческом обществе будущего? Правда, на том же «ютуб»е встречался человек, который утверждал, что по сюжету романа устанавливается связь с представителями цивилизации с галактики «Туманность Андромеды», но это не в расчет.
Кроме этого, в Сети существует большое количество ресурсов, посвященные изучению разных аспектов ТА, в том числе популярны «исследования» по определению точных дат событий романа. Но, по крайней мере мне нигде не встречался не то что разбор, но даже постановка вопроса на счет происхождения названия книги.
А мое видение в этом вопросе заключается в том, что тут не обходилось без участия Станислава Лема, польского философа-писателя, которого в СССР знали и ценили не меньше чем Ивана Антоновича, если не больше. Дело в том, что в те годы, когда Ефремов работал над романом ТА, а точнее в 1955 году было опубликовано произведение Станислава Лема «Магелланово Облако». Я этот высер (пусть простят меня поклонники Лема) читал в довольно раннем возрасте, не имея подкованного критического мышления, но и тогда роман вызвал у меня некоторые вопросы. Нет, моя основная претензия была не в том, что Лем сглупил по теме огромных скоростей и заново открыл теорию относительности Эйнштейна в мистическом клише. Вопросы вызвали именно описания быта и обустройства общества, внутренние и внешние образы людей. Понятное дело, что в то время Лем пока не успел переобуваться с коммуниста в либерала. Поэтому в романе он даёт свои ответы на вопросы (которые, возможно, на тот момент занимали ум писателя) типа «как коммунистическое общество сможет существовать без денег». А лучше бы он этого не сделал.
Правда, книга «Магелланово Облако» Станислава Лема вышла в русском перевода после опубликования «Туманности Андромеды». Но можно предположить, что Ефремов познакомился с произведением Лема сразу после выхода, то есть когда он работал над подготовкой ТА к опубликованию. И вполне возможно, что Иван Антонович познакомившись с книгой философа-писателя в недоумении сказал «М-да», а в голове появилась идея как наименовать свое произведение…
Конечно, сравнивать творчество Ивана Ефремова и Станислава Лема вряд ли получится, так как несмотря на общий жанр, у них совершенно разные, не прикасающиеся направления творчества. Но сравнивать конкретно книгу «Магелланово Облако» и «Туманность Андромеды» можно, тут даже придумывать разные аналогии не приходится. По литературной ценности произведению Лема до романа Ефремова так далеко, как галактикам «Магеллановы Облака» до галактики «Туманность Андромеды»...