ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО РОССИЙСКИМ АВИАПАССАЖИРАМ
Оно было недавно опубликовано в газете «Наука в Сибири». Автор - С.Е. Бару, д.т.н., проф., главный научный сотрудник Института ядерной физики СО РАН.
Полный текст здесь:
http://www-sbras.nsc.ru/HBC/article.phtml?nid=578&id=15 ********************
Недавно я летел из Москвы, из аэропорта Домодедово. Итак - Домодедово, сектор С. Ситуация, знакомая практически всем - люди покорно раздеваются, снимают обувь, выдергивают ремни из штанов, складывают всё в тазики и - что уже странно - идут на досмотр в новейшие и дорогостоящие американские установки SafeScout, в кабине которых должны постоять несколько секунд в унизительной позе - ноги раздвинуты, руки подняты вверх. Совсем рядом, в углу зала, стоит отечественная досмотровая установка СРК. Она постоянно выключена, хотя досмотр на ней гораздо более эффективен и не вызывает никаких неудобств. Я - разработчик этой установки и сейчас объясню ситуацию. Точнее, расскажу о важнейших параметрах процедуры досмотра и некоторых обстоятельствах, с ней связанных.
1. Эффективность досмотра, т.е. способность системы «видеть» опасные предметы, которые нельзя проносить в самолёт.
Американская система, работающая на миллиметровых волнах, «видит» только то, что находится на теле человека, одетого в легкую одежду. Поэтому плотную верхнюю одежду надо снять, обувь надо снять, под потной рубашкой ничего не видно, под кофтой с люрексом - тоже ничего. Взрывчатка с электронным взрывателем, спрятанная, например, в прямой кишке или другом подобном месте, также гарантированно не будет обнаружена.
......
2. Опасность и безопасность процедуры досмотра.
Человек получает ежесуточно на поверхности Земли ~ 5 единиц облучения. Такую же дозу получает авиапассажир на высоте 10 км за 1 час полета. Так вот, за один досмотр на СРК человек получит ~ 0,5 единицы. Т.е. за перелет Москва - Новосибирск, например, пассажир получит в 40 раз большую дозу, чем при досмотре. Кстати, а вы знали вообще о том, что во время полета человек получает такие дозы? Наверняка, нет.
......
3. Теперь о неудобствах досмотра.
Эта процедура на отечественной установке просто не доставляет никаких неудобств. Пассажир, не снимая верхней одежды и обуви, заходит в кабину установки и должен там постоять в вольной позе 4-5 секунд. Все. Выйдя из кабины, он подходит к оператору, и, если тот увидит на снимке какие-то подозрительные предметы, попросит пассажира их предъявить. Досмотр закончен.
......
4. Проблема privacy, т.е. охраны права личности на конфиденциальность (имеются в виду особенности строения конкретного тела) при применении сканеров, как ни странно, выходит чуть ли не на первый план.
......
Да, на мониторе сканера оператор увидит многие интимные подробности тела. Но как ещё прикажете воспрепятствовать тому, чтобы смертельно опасные предметы не оказались в салоне самолета? Но даже и в этом отношении отечественная система, работающая «на просвет», оказалась деликатнее, что ли, чем американская. Дело в том, что создатели SafeScout, крепко не подумав, разрекламировали способность своей установки показать на экране 3D изображение пассажира без одежды. При этом скульптурно будут видны не только посторонние, спрятанные на теле предметы, но и ваши, извиняюсь, анатомические особенности. А на снимке, полученном с помощью проникающего излучения, мы (оператор, конечно) видим обычный медицинский плоский снимок, на котором видны не только посторонние предметы, но и скелет пассажира, и его внутренние органы, и то, что находится внутри этих внутренних органов.
......
......
Суммируя изложенное выше, утверждаю: наша отечественная система досмотра СРК - самая эффективная, безопасная, удобная и деликатная. Так почему же мы не видим её во всех аэропортах России? Чего ждут чиновники и специалисты по безопасности, в то время как миллионы авиапассажиров вынуждены устраивать стриптиз и возиться с тазиками и бахилами? Они-то думают, что делают это ради своей безопасности, но я уже показал, что это блеф. Так чего ждём? Терактов в воздухе, захватов самолетов и прочих вполне реальных сюрпризов?
......
И опыт применения СРК уже есть. В самом начале я написал, что в Домодедово эта установка постоянно выключена. Её там и нельзя включать, потому что рядом неустанно трудятся несколько SafeScout’ов, и контраст в удобстве применения и качестве изображения был бы слишком виден (конечно, не в пользу последних). А вот в новосибирском аэропорту Толмачёво стоят только установки СРК (одна на российских авиалиниях, другая - в международном терминале). Через них проходят до 2000 пассажиров в сутки, и сибиряки - пассажиры и сотрудники безопасности - давно оценили удобство и эффективность этих установок.
......
P.S. Это письмо было написано до теракта в зале прилета международных авиалиний аэропорта «Домодедово». Этот теракт обозначил новую проблему - можно ли повысить уровень безопасности не только в зоне досмотра, непосредственно перед посадкой в самолет, но и на всей территории аэропорта? На мой взгляд, можно. Я предлагаю при входе в аэропорт осуществлять так называемый выборочный досмотр. Для этого нужно убрать с мест входа в аэропорт практически бесполезные металлодетекторы, но оставить багажные интроскопы и рядом поставить нашу установку. Персонал - оператор СРК, два сотрудника службы безопасности и специально подготовленный психолог. Психолог выделяет из потока людей, входящих в аэропорт, лиц с неадекватным поведением и предлагает им пройти в специальный небольшой накопитель и далее - через установку СРК, а на интроскопе тщательно проверят багаж. Уже есть договоренность с петербургским Университетом МЧС о подготовке таких психологов и создании соответствующих методических материалов. Вспомним - после терактов в московском метро было сообщено, что на записях камер видеонаблюдения смертницы обращали на себя внимание ещё наверху, перед эскалатором, потому что вели себя именно неадекватно. Т.е. если бы входы в метро были бы оборудованы предлагаемыми пунктами досмотра, то теракты могли быть предотвращены. То же самое можно сделать и на входах в аэропорты.
Эффективный сплошной досмотр на входах в аэропорты нереален (я не имею в виду сегодняшнюю жалкую имитацию сплошного входного досмотра): слишком большой поток пассажиров, встречающих, провожающих. А вот выборочный, с участием опытного психолога, вполне способен значительно уменьшить риск терактов на территории аэропортов. И не только аэропортов.
*****************