Несмотря на многотысячелетнюю историю, совсем древних строений в Иране почти не осталось. По крайней мере, в той части страны, по которой мы успели проехать, с до-исламского времени сохранился (и то весьма условно) только Персеполис. Поэтому мои впечатления от иранской архитектуры связаны исключительно с многочисленными мечетями и некоторым количеством шахских дворцов.
Мавзолей в Ширазе:
1.
2.
Пятничная мечеть в Язде:
3.
Мечеть Лотфоллы на центральной площади Исфахана:
4.
Минарет мечети Имама в Исфахане. По словам подслушанного нами экскурсовода, ладонь на самой вершухке напоминает о некоем мученике, которому враги отрубили руки, когда он нес воду в родную деревню. Герой, однако, не сдался и донес бурдюк в зубах.
5.
Типичный внутренний двор мечети с бассейном для ритуальных омовений:
6.
Самое интересное в иранских мечетях -- тончайшие мозаики с яркими и очень сложными узорами:
7.
Вход в мечеть Лотфоллы в Исфахане:
8.
Внутри мечети Лотфоллы:
9.
10.
11.
12.
13.
Мозаики сложены из огромного количества мелких осколков. Каждый символ в цитатах из корана, покрывающих стены, состоит из десятка цветных плиток:
14.
Свет от цветных витражей в мечети Насир-аль-Молк в Ширазе:
15.
16.
Во многие иранские мечети можно входить, не разуваясь. На время между молитвами ковры скатывают и убирают к стенам.
17.
18.
Туристы могут совершенно свободно ходить внутри мечетей и фотографировать без каких-либо ограничений.
Для молящихся выделяют специальные площадки с ковриками:
19.
Вообще, кроме нескольких особо святых мест, в иранских религиозных заведениях к туристам относятся очень лояльно.
Например, вот этот японский товарищ забрался со своим штативом на крышу одного из крупнейших исфаханских медресе:
20.
Фотографировал он, кстати, вот этих самых аксакалов:
21.
Шахские дворцы в Исфахане размером больше напоминают парковые павильоны где-нибудь в Петергофе или Царском Селе: персидские шахи, похоже, были довольно скромны в плане жилполщади.
Оформлены, однако, эти дворцы богато. На стенах и потолках фрески с яркими орнаментами, ...
22.
... батальными сценами, ...
23.
... и изображениями празднеств с участием европейских гостей.
24.
Сюжеты некоторых композиций довольно необычны. Например на этой фреске, предположительно, изображена сцена скрещивания оленя со львом при свечах и под наблюдением длинномордых каракалов:
25.
26.
Дореволюционные нравы:
27.