Есть такой незатейливый стишок «Что такое хорошо и что такое плохо»
Его я вспоминаю теперь всякий раз, когда читаю ли, слушаю сегодняшние обсуждения «культурной революции» в Перми. Кажется, нет ни одного СМИ и хоть как-то заметного деятеля, которые бы не высказали своего мнения по столь горячей теме.
Одни жалеют: мол, культурный проект закрывается, все «революционеры» разъезжаются - и с назначением свежих министров, очередными высказываниями нового губернатора похоронные мотивы только усиливаются. Другие ликуют: победа, дескать, осталась за нами, враг разгромлен и повержен.
Да полноте! Любая революция (в который раз мы в этом убедились?) разрушительна. Но и контрреволюция - тоже разрушительна. В решительных действиях реванша так легко выплеснуть с водой самого ребенка. Ведь в любом явлении, как учит гегелевская диалектика, наряду с отрицательным есть и положительное.
Чтобы действительно «не выплеснуть ребёнка», мне кажется целесообразным сегодня разложить опыт нашей трехлетней культурной политики на плюсы и минусы, понять, что сделано хорошего, и не отказываться от него. Но и из «проколов» тоже вынести уроки, чтобы не повторять их впредь.
Никто не будет спорить, что «революция» оживила жизнь в культуре и вокруг культуры. Разнообразные фестивали и выставки теперь насчитывались уже десятками (каково - «59-му региону - 59 фестивалей» называется один из проектов, которых тоже десятки), многочисленные публикации в СМИ рассказывали о них любознательной публике, за звание Центра культуры между городами и поселками края кипела настоящая битва. Видимо, не случайно начало «пермской культурной революции» совпало с приходом в российские президенты «модернизационного» Медведева. Или, возможно, людям просто надоело видеть, как могучий прежде корабль «Культура» все больше отстает от времени и самой жизни. Как бы то ни было, в сферу культуры пришли новые люди, новые идеи, новый опыт. Один из результатов этого совсем недавно жители Перми увидели на примере «Белых ночей-2».
Но вместе с тем такой поворот в Перми обернулся тем, что сами специалисты обозначают как проектный вирус. То есть ставка была сделана на конкретные проекты, на краткосрочный подход, что исключало постоянную продолжительную работу. Хотелось, чтоб сразу становилось, как в Бильбао или Куритабе, а сразу не получалось, и культура все больше превращалась в чужую для пермяков, адресованную в какие-то зарубежные или столичные дали. В России менеджеров культуры не так уж и много, в Прикамье вообще единицы, но свято место, как известно, пусто не бывает: сюда хлынули гастролеры, преимущественно из столиц. К сожалению, у них не хватило ума, чтобы не чувствовать себя «высшей расой» среди темных аборигенов. Естественно, опоры у такого экспортируемого искусства не оказалось. Пиар - особенно упоминание в иностранной прессе - постепенно стал чуть ли не главной целью.
Рано или поздно пермяки не могли не обратить внимания и на то, как тратятся бюджетные деньги, выделяемые на культуру. С одной стороны, вроде бы хорошо, что теперь вечно «остаточная» отрасль не ходит в падчерицах: по данным бывшего вице-премьера Бориса Мильграма, сообщенным журналу «Коммерсантъ-Власть», четыре года назад финансирование культуры составляло около 1,5 процента от общего краевого бюджета, нынче - 2,86 процента, что исчисляется 2,5 миллиардами рублей. С другой - бросалось в глаза, как лихо уходят казенные деньги на ушлых гастролеров с их маниловскими прожектами, на вызывающие раздражение горожан уличные скульптуры, на дальние заграничные командировки. Что, впрочем, подтверждали и проверки Контрольно-счетной палаты, да как-то не убеждали они правоохранительные органы.
Самое же горькое в этой истории то, что вроде бы благотворная новая политика привела к системным разрушениям в культуре. Скажем, ситуации в художественной галерее, Театре-Театре, Лысьвенском театре разные, но именно из этого ряда: нестабильность, подвешенность здесь стали нормой. Нарушена связь между сферами культуры и образования. Исключены из пермской культуры люди, которые не согласились с новой политикой, чему примерами писатель Алексей Иванов, режиссер Георгий Исаакян, в какой-то степени Андрей и Надежда Агишевы. Они, разумеется, нашли себе место для приложения сил, но выиграла ли от этого Пермь?
А главный поучительный урок, думается, вот в чем. В Перми культуру заменили на шоу. Шоу - это развлечение, разовое зрелище. Культура то, что укоренено в человеке, что питает его душу. Мы сами проделали над собой опыт.
Подводя черту, хочу снова вспомнить про «революционеров». В какой-то момент, когда критика в адрес новой культурной политики стала набирать силу, сначала М. Гельман, а затем и Б. Мильграм вдруг публично заявили: так это, мол, и хорошо, раз ругают, обращают внимание - значит, дело идет, неплохо идет. И потом не раз повторяли эту мысль. Может, и нам стоит научиться любой случай обращать себе на пользу? Не отвергать наотмашь прожитое, а обогащать им настоящее.
gazetazwezdaОбозреватель «Звезды» Людмила КАРГОПОЛЬЦЕВА
Подписывайтесь на нашу страничку