Субъективные заметки о «главном событии лета»
«Не слушайте тех, кто говорит, что вышло не очень, что фестивалю не место в нашем городе… Смотрите чаще на фотографии фестиваля и лица тех, кто приходил к нему в гости», подвел итог «Белым ночам в Перми» эксруководитель аппарата краевого правительства Макар Герман. Что ж, гламурная картинка действительно сверкает глянцем. Только все ли было так радужно, как рапортуют чиновники?
Если помните, город едва пережил прошлый июнь, утопая в мегалитрах дождевой воды, словно Индия в период муссонов. Нынче с осадками удалось почти договориться благодаря потомкам настоящих ацтеков, которые открыли свой мексиканский фестиваль в первую же неделю «…ночей». Но, видимо, приносить жертвы своему богу дождя Тлалоку они решились не сразу, поэтому в день открытия испытать на себе все прелести холодной уральской непогоды довелось молдаванам, шотландцам, голландцам и итальянцам - участникам I Международного фестиваля военных и духовых оркестров. Поскольку устроителям «Белых ночей» показалось излишним тратиться на навес (в прошлом году шатер все равно смыло водой, и в этом сразу решили от него отказаться), то интернациональному десанту пришлось почти полчаса ждать губернатора Басаргина, который должен был открывать фестиваль, под проливным дождем. Пермская публика под зонтами жалостливо взирала на оркестрантов, которые едва успевали выливать воду из дорогих инструментов.
Пропала втуне и еще одна отличная затея режиссера Владимира Гурфинкеля: из-за дождя лишь небольшая кучка прохожих и тех, кто в это время по случаю оказался возле здания ЗС, увидели, как в специальной люльке поднимали дирижера всего парада Евгения Тверетинова, которого под самой крышей Дома Советов ждали музыканты Пермского губернского военного оркестра. Наконец полковник торжественно взмахнул руками, и зазвучали фанфары.
Такого пермяки действительно еще не видели! Смуглые маврыфлагоносцы из итальянского города Кори, высоченные парнибарабанщики и маленькие девушкифлейтистки из Голландии, еще одни итальянцы - с Сицилии, волынщики из Шотландии… Все в ярких оригинальных костюмах, они играли, танцевали, маршировали. В конце концов, забыв о дожде, русские барышни с восхищением обнимались с могучими волынщиками в рысьих шкурах, а их девушки - исполнительницы шотландских танцев фотографировались на память с настоящими индейцами.
В течение недели погоду ежедневно поддерживали традиционные индейские обряды и летающие танцоры на столбах в перьях и амулетах из черепов. Однако как только мексиканцы отбыли на родину, небесная канцелярия взяла реванш. Так, холод и нескончаемый нудный дождь безвозвратно испортили первый день фестиваля «Движение», разогнав даже тех смельчаков, которые мужественно пытались создать себе настроение, отплясывая в лужах у сцены.
Но непогода была лишь одной из причин того, что многие события фестиваля, причем действительно неординарные, остались без зрителя.
Второй причиной стала их сумасшедшая скученность на один квадратный метр городка и единицу времени. Организаторы обещали провести 700 мероприятий за 24 дня. Производим обычное арифметическое действие и получаем 28 с хвостиком проектов в день. Ну как, скажите на милость, ежедневно можно побывать на таком количестве концертов, выставок, спектаклей, перформансов, творческих встреч? Наверное, если только ты безработный, имеющий кучу клонов, чтобы быть в нескольких местах одновременно.
Третьей причиной можно смело назвать несогласованность действий организаторов, к которым, как никогда, подходила пословица «у семи нянек дитя без глаза». Даже предварительное знакомство с планом на следующий день отнюдь не означало, что вы попадете в нужное место и в нужный час. Приведу простой пример. В разгаре Международный фестиваль уличных театров «Пермь`Street». На восемь вечера заявлены два спектакля. Публики немного, но есть. Однако разверзшиеся хляби небесные снова спутали все карты. Но даже когда дождь закончился, никто (!) вразумительно так и не смог сказать, состоятся ли представления и во сколько. В итоге спектакли были показаны в узком кругу «особ, приближенных к императору», во время ежевечерней «наливайки», которой неизменно заканчивался каждый развеселый день фестиваля. Стоит ли говорить, что тем не менее жирная галочка напротив мероприятия была поставлена, деньги потрачены. Были отменены и гастроли французского коллектива Les Apostrophes в рамках Международного циркового проекта Wonder Bomb. Якобы артисты не смогли получить российские визы.
Еще история. Для презентации проекта «МотовилихаАрт», где заводские цеха использовались как площадка для современного искусства, от музея PERMM должен был отходить автобус с журналистами. Однако в назначенное время возле Речного вокзала никакого транспорта не наблюдалось. Мало того, в музее понятия не имели, о чем идет речь! Но не на таких напали. Пресса отправилась до вожделенных арт-объектов пешком. И что вы думаете? Избушка оказалась на клюшке. И никто не знал, почему экспозиция закрыта и откроется ли вообще. Увы, эти случаи не единичны.
Не прибавил популярности фестивалю и «общепитовский скандал» с рестораном Ильи Баршевского «Райский сад», который вдруг стал «Грузинским раем». Перед открытием «Белых ночей» руководство фестиваля уговаривало бизнесменов открыть кафешки, а те долго не соглашались вкладывать в них приличные деньги. «Арт-директор сказал, что он хочет «Ле Марш», а у нас не «Ле Марш»! - написал в «Твиттере» Баршевский. - Мы вложили в ресторан большие (для нас) деньги и огромные усилия. Теперь они закрывают его потому, что он недостаточно «Райский»… Оказывается, ресторатор не заключил юридический договор с властями, которые решили, что теперь предприниматель никуда не денется с «подводной лодки» и можно легко менять правила игры. По слухам же, Баршевский не дал «в лапу» кому следует, за что и поплатился. Совершенно обратную точку зрения высказал арт-директор фестиваля Владимир Гурфинкель: «Моя цель - чтобы в городке все соответствовало художественному уровню… А то заведение, которое он создал в рамках фестивального городка, было позором, с моей точки зрения. А моя точка зрения на территории фестивального городка является главной!»
Сильно напрягала скученность городка: даже в простые дни здесь было не протолкнуться - узкие тротуары позволяли двигаться в обе стороны исключительно гуськом, наступая друг другу на пятки и дыша в затылок. А уж если каблук у впереди плывущей дамы попал в расщелину или экзальтированная старушка непременно решила сфотографироваться на фоне песчаной скульптуры Хрущева или Ленина, все - пиши пропало: столпотворение, затор, нервы, крики, выяснения отношений и испорченное настроение как результат.
Жаловались на неудобства и сами участники творческой программы. По словам известного вибрафониста Алексея Чижика, ему не понравилась близость площадок, «вследствие чего звук исполнителей на соседней сцене мешал исполнять такую сложную музыку, как джаз». В качестве решения музыкант предложил расширить границы фестивального городка.
В конечном счете смущают цифры, торжествующе озвученные главным идеологом «Белых ночей» Борисом Мильграмом: мол, меньше чем за месяц фестиваль посетили 1 миллион (!) жителей и гостей Перми. То есть, по его скромным расчетам, каждый пермяк обязательно побывал на эспланаде. Но полноте, Борис Леонидович, неужели вы сами искренне верите в эти сказки? Лето на дворе, треть города пребывает в отпусках, дети - на каникулах, студенты - на сессии. Еще треть нормальных людей трудоспособного возраста работают с утра до вечера.
Решив проверить цифры, наугад опросила знакомых, сколько раз они бывали на мероприятиях фестиваля. Не поверите, но многие так ни разу и не выбрались на «главное событие лета»! Зато в течение месяца в фестивальном городке наблюдала одни и те же лица, которых, как и меня, по нескольку раз в день невозмутимо фиксировала бесстрастная камера видеонаблюдения. Кстати, в столь завиральные цифры не поверил и знаменитый сербский композитор Горан Брегович, концерт которого можно без преувеличения назвать одним из незабываемых. По его словам, в бывшей Югославии международные фестивали и не такого уровня, как «Белые ночи», собирают от силы 500 тысяч зрителей.
«Ночи» отгремели, но что делать с городком? - задались вопросом организаторы. Разбирать столь мощное вложение средств так быстро - душит жаба. И тогда мэр Игорь Сапко предложил пермякам самостоятельно решить, хотят ли они фестивальный городок на эспланаде. По итогам он-лайн голосования, дескать, 70 процентов опрошенных высказались за продление работы городка. «При этом сцена и часть павильонов будут убраны. Но появятся другие объекты, а городок до конца июля станет площадкой для пермских коллективов», - отметил глава города. В частности, здесь будут выступать коллективы и солисты Пермской филармонии с ежедневными часовыми концертными программами.
Ждать ли пермякам нашествия «Белых ночей-3» - вопрос пока риторический. Демиурги первых двух отправлены в отставку, поэтому есть надежда, что если даже фестиваль и выживет, то кардинально сменит лицо и идеологов, приобретя, наконец, большую осмысленность и внятность.
gazetazwezdaСветлана БОРОДИНА
Подписывайтесь на нашу страничку
ВКонтакте